Госдума приняла сегодня в первом чтении президентский законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в России". Законопроект направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, а также на приведение этой системы в соответствие с Конституцией России.
Согласно тексту законопроекта, он устанавливает обязательное формирование муниципальных образований на двух уровнях — в поселениях и муниципальных районах. Законопроект разграничивает и закрепляет за каждым из них присущие ему полномочия по решению вопросов местного значения, что позволит создать единую систему местного самоуправления.
Кроме того, единые принципы организации местного самоуправления для всех субъектов РФ, прописанные в законопроекте, позволят реализовать на местном уровне систему межбюджетных отношений. Предлагаемая система этих отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ и строится на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов.
Кроме того, законопроект определяет процедуру передачи органам местного самоуправления отдельных госполномочий и исключает возникновение нефинансируемых мандатов. С принятием закона усилится контроль за исполнением полномочий, а также ответственность за их неисполнение. Однако принятие законопроекта требует внесения в Налоговый и Бюджетный кодексы ряда изменений, и депутаты намерены рассмотреть обращение к премьеру Михаилу Касьянову по предоставлению им ко второму чтению проекта этих изменений. За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 269 депутатов, против — 128, воздержались — 4.
Также сегодня Государственная дума приняла в первом чтении президентский законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Законопроект разграничивает полномочия между федеральными органами госвласти и органами власти субъектов РФ по предмету совместного ведения, а также устанавливает порядок и принципы заключения договоров о разграничении полномочий и соглашений о передаче части полномочий.
Согласно этому законопроекту, предусматриваются два типа полномочий. Первый — полномочия, финансируемые из бюджета субъекта РФ. В этом случае федеральное регулирование может быть только рамочным. Второй вид полномочий финансируется в форме целевых субвенций из федерального бюджета, поэтому федеральные органы вправе контролировать осуществление этих полномочий и в случае неисполнения временно принимать их на себя.
Законопроект также устанавливает правовые основания для временной передачи полномочий от субъекта РФ в федеральные органы госвласти. Это может быть в случае, если задолженность субъектов по долговым и бюджетным обязательствам превышает 30% доходов бюджета этого субъекта и допущена при бездействии власти, и в чрезвычайных ситуациях, если органы власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы. Законопроект устанавливает основные принципы управления и распоряжения госсобственностью субъектов РФ.
Вместе с тем, по мнению депутатов в законопроект необходимо внести ко второму чтению ряд поправок, в частности уточнить перечень полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет бюджетных средств субъектов. Депутаты не согласны с возложением на бюджеты субъектов финансирования ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, а также образования, медицины, решение социальных вопросов. Они считают, что эти задачи носят государственный общенациональный характер и их финансирование исключительно за счет средств субъектов РФ нежелательно. За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 269 депутатов, против — 139, воздержались 9 парламентариев.