По словам начальника областного управления по охране окружающей среды Анатолия Бражкина, пермские экологи костьми лягут, но не допустят возобновления строительства в Прикамье центра по утилизации твердотопливных ракет.
Однако пока в управлении нет никакой информации о переговорах с американцами. И вообще, с точки зрения официальных экологов, положение с охраной природы в Пермской области обстоит вполне благополучно. В прошлом году принят соответствующий областной закон, в соответствии с изменившимся федеральным законодательством внесены изменения в местные нормативные документы. Составлены карты особо охраняемых территорий, карты антропогенной нагрузки, взяты контрольные пробы почвы, воды и воздуха по всему Прикамью.
Сейчас идет разработка сразу двух важнейших документов по охране природы — экологической концепции Пермской области и закона о наделении муниципалитетов правом экологического контроля. За экологией будут следить на всех уровнях — федеральном, областном и муниципальном.
Самой большой экологической проблемой Прикамья в областном управлении считают Кизеловский угольный бассейн, где из-за кислых шахтных вод выведены из оборота 15 рек. На восстановительные работы в этом районе федеральный центр в 2003 году выделил более 54 млн рублей. Все большую опасность начинают представлять изношенные нефте- и газопроводы, аварии на которых в прошлом году выросли в 6 раз. И все же в целом урон природе не увеличился. Выбросы в атмосферу немного выросли, сбросы в воду немного уменьшились.
Однако, если возвращение в Пермскую область ракетной темы все же состоится, мы рискуем столкнуться с проблемой, перед которой меркнут даже отравленные реки Кизела. По словам Бражкина, федеральный центр в радиационном и химическом смысле считает Пермскую область совершенно чистой. Поэтому финансирование исследований по радиационной безопасности и защите от диоксинов у нас не ведется. Вообще.
Ближайший центр, где могут замерить уровень диоксинов, находится в Уфе. На создание одной лаборатории требуется 30 тыс. долларов, а таких денег в управлении нет. Все штрафы за нарушение природоохранных норм в области в прошлом году составили всего 250 тыс. рублей, к тому же из-за судебного спора на федеральном уровне с лета по декабрь экологические платежи не выплачивались.
Между тем утилизация ракет страшна не остаточной радиацией, которой после снятия боеголовок на корпусах практически нет, а именно диоксинами, которые образуются во время сжигания твердого топлива.
Кстати, в Удмуртии запретили не утилизацию вообще, а утилизацию по технологии корпорации "Локхид — Мартин", которая не гарантирует защиту от диоксинов. Если пермской общественности будет предложен более совершенный способ очистки газов, у нас дело может пойти по-другому.
Алексей КЛОЧИХИН, "Пермские новости"