Известие о больших перестановках в органах силового блока и российском правительстве было неоднозначно воспринято представителями законодательной власти РФ. Комментируя это событие, член Комитета Госдумы по безопасности, депутат от фракции "Яблоко" Валерий Останин назвал решения президента, по меньшей мере, оригинальными.
"Следует выделить несколько аспектов: правовой, политический и рациональный. Что касается правовой проблемы, она достаточно серьезная, — утверждает депутат. — Согласно Конституции президент уполномочен издавать свои указы и осуществлять кадровые перестановки в федеральных органах исполнительной власти. Но немаловажно и то, что упраздненные указом президента службы — налоговая полиция, ФАПСИ, пограничная служба — действовали на основании федеральных законов.
Президент лишь ограничился информированием председателя Госдумы Геннадия Селезнева о подписанных им указах. Однако в правовом государстве так не делается. То, что соответствующие проекты законов будут все-таки внесены в Думу, заведомо ставит депутатов перед уже свершившимся фактом, как в известной пословице о телеге впереди лошади".
С политической точки зрения, кадровые перестановки выглядят как предвыборные маневры. Валентину Матвиенко приблизили к предвыборной кампании за пост губернатора северной столицы, а непокорный ФСБ главный пограничник Константин Тоцкий отправлен в политэмиграцию на дипработу в НАТО. Армия пограничников снова перешла в "гэбэшное" ведомство. Это серьезное усиление позиций главной опоры президента в грядущих президентских выборах.
По мнению Валерия Останина, нашему обществу внушают, что такая структурная перестройка будет служить защите граждан. "Президент неслучайно подчеркнул рост преступлений против личности и в связи с этим необходимость борьбы с наркомафией и терроризмом, — сообщает депутат. — Но если говорить о рациональном аспекте, сомнительно, что осуществленные кадровые и структурные перестановки силовых ведомств принесут нашему обществу гарантии безопасности".
Позитивно можно отметить лишь упразднение налоговой полиции. Останин подчеркивает, что большей частью это ведомство участвовало в переделе собственности, занималось "крышеванием", а бюджет от его работы получал не так уж много. "Полагаю, что речь идет о передаче в новую структуру — Государственный Комитет РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ — не сотрудников налоговой полиции, а лишь ее штатной численности с целью бюджетного финансирования. Иначе трудно представить, как будут бороться с наркотиками полчища генералов, которые заполняли главки налоговой полиции в федеральных округах и в регионах", — заметил депутат.