Несмотря на технологический прогресс, который, казалось бы, должен удешевить информационное освещение масштабных катастроф и войн, оно остается чрезвычайно затратным. Одной из причин этого служит человеческий фактор. Работать под пулями за гроши никто не согласится – значит, военным корреспондентам надо хорошо платить. Но главное даже не это. Жизнь журналиста, отправленного на войну, должна быть застрахована. Стоимость страхования чрезвычайно высока. По некоторым сведениям, она составляет 12,5 тыс. евро в день. Крупные американские каналы в состоянии платить такие суммы, тем более, к войне правительство США готовилось серьезно. Но многие ведущие европейские каналы оказались просто не в состоянии взять на себя столь высокие финансовые обязательства, а тем более – на неопределенный срок. Никто кроме американцев не верил в быстрый исход войны. Многие европейские журналисты, которые должны были освещать события в Ираке, не смогли туда поехать именно из-за высокой стоимости страхования их жизни.
В итоге получается: мир вынужден видеть войну глазами американцев, через призму господствующего там “ура-патриотически” настроенного канала Fox News. Немногим лучше “карманного телевидения Буша” и другой американский канал – CNN,. Некоторое время назад канал называли “Компанией новостей Клинтона” – и сегодня, по понятным причинам, рупор американских демократов находится в опале. Тем не менее, откровенной критики действий американских военных в Ираке на CNN тоже не услышишь.
И если альтернативный закадровый комментарий может дать в принципе любой канал, то картинка почти везде сегодня американская. То же, к сожалению, и в газетах: ведущее американское информагентство Associated Press – главный источник информации и фотографий для большинства американских и международных печатных СМИ.
Но, судя по всему, ситуация, при которой в мировом информационном пространстве доминирует одно государство, начинает меняться. На днях власти антивоенно настроенной Франции объявили, что намерены основать международный информационный телеканал на французском языке. Инициатором его создания выступил президент Франции Жак Ширак. Предполагается появление своего рода “СNN на французский манер”. Телевизионная работа “альтернативного CNN” начнется, скорее всего, в будущем – 2004 году.
Поначалу вещание международного французского канала будет вестись на арабские государства, страны Африки и Европы, а затем будет расширено на Дальний Восток, Латинскую и, что весьма важно, Северную Америку.
Несколько разнообразит информационное поле США и вещание канала “РТР-Планета”. “Планету” теперь можно увидеть в 49 американских штатах. Это, несомненно, лучший российский канал, ориентированный на международную аудиторию. В нем соединены программы государственных каналов “Россия” и “Культура”, а также новости “Евроньюс”.
Надо отметить, что государственное телевидение России в последнее время значительно окрепло и расширило свои географические границы, в том числе – за счет трансляции русскоязычной версии “Евроньюс”. Она выходит с 17 сентября 2001 года и распространяется на территории Европы, Канады, Ближнего и Среднего Востока, Прибалтики, стран СНГ и России, наряду с другими языковыми версиями. Доля ВГТРК в международном информационном канале составляет 16%, и российский медиахолдинг принимает активное участие в управлении европейским информационным каналом. Не так давно та же самая версия “Евроньюс”, которую смотрят 27 млн. российских семей, стала транслироваться по основным кабельным и спутниковым сетям Франции. Русская речь впервые появилась во французском эфире. Все это – несомненные достижения, но, учитывая международную обстановку, думается, что России нужно последовать примеру Франции и задуматься о создании собственно российского круглосуточного информационного канала, рассчитанного как на российского, так и зарубежного зрителя. Это, несомненно, будет способствовать улучшению имиджа нашей страны за рубежом, укреплению российского авторитета и влияния. Базой для создания такого канала смогла бы стать все та же ВГТРК. Все необходимое для осуществления подобного проекта у компании есть: материальные, технические и людские ресурсы, разветвленная корреспондентская сеть в России и за рубежом, политические и дипломатические связи.
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/48022-n/