Английские ученые из Национального океанографического центра в Саутгемптоне давно ведут исследование воздействия парникового эффекта на полярные шапки Земли. Совместно с Бирмингемским университетом и океанологами из немецкого института IFM-Geomar они зафиксировали более 250 случаев выброса метана у берегов Западного Шпицбергена.
Огромные пузыри газа формировались на глубине от 150 до 400 метров, после чего вырывались на поверхность. Газ выделяется от распада супрамолекулярного соединения воды и метана, известного как гидрат метана. Устойчивость этого вещества сильно зависит от состояния окружающей среды.
Так, например, он всегда остается стабильным при температуре ниже -80 градусов по Цельсию. В случае если температура окружающей среды повышается, для стабильности гидрату метана требуется давление. При температуре 0 градусов он должен подвергаться давлению 25 бар, аналогичному тому, что царит в океане на глубине 250 метров.
А при прогревании до +4 градусов гидрат метана уже не может сохранять молекулярные связи и распадается на воду и непосредственно газ. Именно результат разрушения гидрата метана и наблюдала международная группа ученых.
Изучение климатических данных по региону за последние тридцать лет показали, что такой массовый выброс газа произошел из-за потепления воды всего на один градус. Климатологи хорошо знают, что метан является очень активным агентом глобального потепления.
Его роль во многом похожа на роль углекислого газа – он препятствует естественному остыванию окружающей среды, удерживая тепло. Массовые выбросы метана в атмосферу могут привести к ускорению нагревания океана, что, в свою очередь, высвободит еще большее количество парникового газа.
Забор океанской воды и исследование подводного мира при помощи сонара показали, что точка стабильности гидрата метана переместилась выше. Если раньше молекулярная смесь была устойчивой на глубине 400 метров, то теперь равновесие достигается на отметке 360 метров. Однако давление тут меньше, поэтому гидрат метана начинает всплывать и разрушаться.
"Если подобный процесс будет продолжаться, то в скором времени выбросы метана в атмосферу достигнут десяти миллионов тонн в год, – говорит один из участников исследования, профессор геофизики Грем Вестбрук. – Это количество составит примерно 5-10 процентов всего объема метана, выделяемого в воздух из природных источников".
Об опасности такого парникового процесса "Правда.Ру" решила расспросить сотрудников Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН. Вот что рассказал нам кандидат географических наук Виталий Журчинский: "Гидрат метана в огромных количествах представлен не только в холодных океанических водах, но и в залежах вечной мерзлоты.
И по мере наступления глобального потепления граница этой зоны начнет смещаться к северу, а молекулярные соединения метана и льда станут распадаться.
Уже сейчас из вечной мерзлоты выделяется чуть менее четырех миллионов тонн метана ежегодно. При этом известно, что процесс ускоряется – за тридцать лет наблюдения эмиссия парникового газа увеличилась на 58 процентов.
Дно большинства озер севера Сибири покрыто едомой – вечной мерзлотой плейстоценового периода, богатой большим количеством органики, в том числе и метаносодержащими соединениями. Когда потепление доберется до этих водоемов, стоит ожидать скачкообразного увеличения выброса метана.
В отличие от парникового эффекта углекислого газа, действие метана очень сложно приостановить. Этот процесс более естествен для земного шара и является обязательной частью цикла похолодания-потепления.
Говорить сейчас о способах предотвращения "метановой атаки" очень сложно – большинство разработок находятся на самой ранней стадии и не готовы даже к публичному обсуждению". С выделением метана из океанских глубин связан, по мнению ученых, еще один феномен.
Некоторые океанологи считают, что именно этот газ является причиной загадочных исчезновений кораблей и самолетов в Бермудском треугольнике. Дело в том, что поднимающийся из глубины метан сильно изменяет плотность как воды, так и атмосферы над ней.
Исследователи считают, что плавучесть судов и аэродинамические свойства самолетов резко меняются в таких условиях – корабли тонут, а воздушный транспорт падает.