Есть старая байка о том, что если лягушку бросить в кипящую кастрюлю с водой, то она моментально оттуда выпрыгнет, а если посадить в холодную и довести до кипения, то сварится. Не знаем, как там насчет лягушек, но сам принцип подмечен верно — изменения тем незаметней, чем медленнее они происходят. Так мы не замечаем, как стареют наши друзья, живущие рядом, и с ужасом отмечаем седину в волосах одноклассников, явившись в родную школу на очередной юбилей своего выпуск
Каждый день, включая телевизор, в выпусках новостей мы видим одни и те же лица российских политиков. Их набор не меняется годами, неизменны и образы, с которыми они пришли в политику в начале 90-х годов. Но время идет вперед, и герои новостей незаметно, год за годом становятся старше...
Вот, например, неутомимый Жириновский, чей имидж шумного борца против всех, кто с ним не согласен, почти не изменился с 1991 года, когда Владимир Вольфович буквально ворвался в нашу политику. Вождю либерал-демократов на днях исполнится 57 лет — до законной пенсии остается всего 3 года. Впрочем, у Жириновского растет смена — сегодня фракцией в Госдуме руководит его сын Игорь. Да и сам Владимир Вольфович хорохорится как может — машет кулаками, охотно позирует с голым торсом.
Еще ближе подошел к пенсионному рубежу Геннадий Зюганов — ему в этом году исполнится 59. Впрочем, российские коммунисты никогда не ассоциировались с партией молодежи. Как недавно признался сам Геннадий Зюганов, средний возраст членов КПРФ сейчас составляет 54 года. К тому же на фоне седин и лысин однопартийцев Геннадий Зюганов выглядит если не молодо, то уж, по крайней мере, совсем не по-стариковски. Как говорят про таких в народе, "по нему не скажешь".
Еще один удивительный пример бытующего в общественном сознании стереотипа — Эдуард Лимонов. Скандальный писатель, которого иначе как Эдичкой и не называют, на самом деле уже перешагнул пенсионный порог — в феврале этого года он справил 60-летний юбилей.
Депутат Госдумы Владимир Рыжков, пришедший в политику ассистентом кафедры в Алтайском госуниверситете, сегодня неумолимо приближается к 40-летнему рубежу. И образ студента-отличника в очках, так прочно засевший в головах телезрителей, уже мало соответствует солидному Владимиру Александровичу Рыжкову.
Григорий Явлинский, чей образ до сих пор ассоциируется у нас с образом "молодого, подающего надежды экономиста", на самом деле уже давно перешагнул порог, за которым эти надежды надо оправдывать. Григорию Алексеевичу — 51 год. Столько же, кстати, и президенту В. Путину. Но, в отличие от Григория Явлинского, хорошая физическая форма Владимира Владимировича сомнений не вызывает. Айкидо, горные лыжи и даже полет на истребителе — нагрузки немалые и для юноши. И никаких вам мешков под глазами или грузной походки, так характерных для лидера "Яблока". Говорят даже, что редкие появления лидера "Яблока" на телеэкранах связаны с тем, что он стал часто болеть, хотя в таком возрасте, конечно, все мы "уже не те".
Небожители российского политического Олимпа — такие же люди, как и мы. Истина, казалось бы, более чем очевидная. Тем не менее, магия телевизионного экрана делает их нестареющими, а образы, с которыми они когда-то пришли в политику, приросли к ним почти намертво.
И телезрителям, желающим видеть не маски, а живых людей, здесь можно дать только один совет: смотрите телевизор внимательнее.
Оксана Юрьева, "Тихоокеанская звезда"