В борьбе с эпидемиями и сетевые мемы хороши

Одним из уникальных культурных феноменов современности стало распространение по интернету текстов, изображений и видео от пользователя к пользователю. Ученых давно привлекает эта сфера социальной активности, поскольку изучение ее механизмов может оказаться полезным для понимания другого процесса – эпидемий вирусных инфекций. На эту тему «Правда.Ру» побеседовала с публицистом и писателем Сергеем Ильиным .

Испанские исследователи уверены, что обнаружили способы распространения так называемых сетевых мем - информационных объектов, которые быстро набирают популярность и стремительно наводняют интернет при помощи различных сервисов. Доктор компьютерных наук Эстебан Моро из мадридского Университета Карла III уверен, что эти знания могут быть использованы для изучения вирусных заболеваний человека.

Главный секрет, по мнению ученых, заключается в том, что восприятие пользователями «мем» примерно такое же, как реакция на возбудитель болезни. Некоторые люди моментально «заболевают» новой информацией, кто-то - с небольшим запозданием, но есть и те, кто обладает полным иммунитетом на «заразные» интернет-послания.

Читайте также " Когда виртуальность становится реальностью "

Для исследования этого феномена ученые использовали те же методы, что и при изучении эпидемии. Главный критерий, отражающий особенности распространения «мемов», они приравняли к R0 – числу, определяющему среднее количество людей, которые заразятся от одного инфицированного.

Применив этот метод к интернету, испанские исследователи смогли определить R0 для большинства устойчивых мем в испаноязычном секторе Всемирной сети. Как и эпидемии, при недостаточном коэффициенте заражения мемы постепенно отмирают, однако если индекс R0 будет достаточно высок, они могут существовать очень долго – по несколько лет.

Для эксперимента ученые создали информационное письмо, которое предлагалось переслать друзьям и знакомым на их электронные адреса. В качестве стимула использовались призы тем, у кого окажется больше адресатов.

В борьбе с эпидемиями и сетевые мемы хороши
В борьбе с эпидемиями и сетевые мемы хороши
Отправив несколько писем, через два месяца исследователи насчитали 31000 «зараженных» пользователей, которые получили письмо и переслали его.

Несмотря на то, что в среднем пересылка происходила через полтора дня после прочтения письма, пользователи по-разному реагировали на рассылку. Некоторые отправляли копии послания в считанные минуты, а некоторым требовалось на это около месяца. Такую индивидуальную реакцию ученые сравнивают с сопротивлением иммунной системы вирусу.

Одновременно на основании современных знаний об эпидемиях ученые составили компьютерную модель поведения отправленного письма. Полученные результаты в среднем всего на 1 процент отличались от реальных итогов опыта.

Однако коллеги Эстебана Моро из Римского университета (Италия) уверены, что подобное сравнение вирусных заболеваний и информационных мем не может считаться корректным. Несмотря на то, что эксперименты показали схожесть механизмов их распространения, итальянские ученые со скептицизмом относятся к результатам испанцев.

Для того чтобы доказать свою правоту, исследователи из Римского университета решили воспроизвести испанский опыт и наглядно показать его отличия от классической формулы эпидемиологических заболеваний. Эксперимент будет завершен через месяц, тогда же опубликуют его результаты.

«Правда.Ру» поинтересовалась мнением публициста и писателя Сергея Ильина.

«Сравнение вирусных эпидемий и распространения информационных мемов допустимо, - сказал он, - но с некоторыми оговорками. Куда ближе к размножению вирусов находится так называемое «сарафанное радио» - «вирусный маркетинг», который продвигает товары и услуги в обход рекламных площадей и СМИ.

Для информационных мемов важен не только тот параметр, который определяет его способность «заражать» людей, но и пути продвижения. Иногда очень удачные объекты не находят подходящую аудиторию из-за того, что были неправильно размещены и освещены.

Поэтому говорить о том, что исследование эпидемий можно проводить посредством информационных мемов, не стоит. Эти два явления пересекаются лишь в отдельных случаях. А вот обратное изучение социально-информационных путей во Всемирной сети с использованием опыта врачей-вирусологов вполне допустимо».

Читайте также в разделе " Наука и техника "

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить
Последние материалы