Спутниковая навигация на грани исчезновения

Создание системы GPS завершилось в 1995 году, когда на орбите заработали все необходимые спутники. И вот, 15 лет спустя, над этим средством глобального позиционирования нависла угроза разрушения. Уже к концу 2010 года в строю останется меньше спутников, чем необходимо для полного покрытия земной поверхности. О возможности развития подобного сценария и его последствиях «Правде.Ру» рассказали представители «Роскосмоса» и NASA.

На днях представитель Счетной палаты США зачитал на заседании Конгресса доклад, согласно которому положение дел у национальной глобальной системы навигации GPS обстоят очень хорошо. На орбите исправно трудится 31 спутник, что обеспечивает бесперебойную работу и высокую точность сигнала. Но, вместе с тем, этой идиллии скоро может прийти конец – срок жизни многих аппаратов близится к завершению, и к концу 2011 года в строю останется менее 24 спутников.

Цифра «24» для любой навигационной системы является магической. Согласно модели, идеальная точность позиционирования может быть достигнута при одновременном получении сигнала от четырех орбитальных аппаратов. Поскольку Земля имеет сферическую форму, то для одновременного пребывания в зоне видимости такого количества спутников, необходимо, чтобы общее число аппаратов было не менее 24.

Читайте также " Европа пропустит одно поколение связи "

Идеальное покрытие с учетом всех возможных сбоев и ошибок достигается с помощью 32 спутников, но ни одна из существующих систем в мире не обладает в настоящий момент таким рабочим ресурсом. Хотя 31 аппарат в составе GPS – тоже впечатляющий результат.

Однако более половины этих спутников были запущены в космос в 1990-1997 гг. Их срок жизни приближается к завершению, и предполагается, что уже в течение года-двух они начнут выходить из строя. Счетная палата США считает, что обеспечить им быструю замену не удастся.

Один из руководителей этого федерального ведомства – Кристина Чеплейн – так описала грядущие события: «Военные быстро заметят, что их системы наблюдения выдают более серьезные погрешности, чем допустимо стандартами. Точность боевых систем, построенных с использованием GPS-позиционирования, начнет падать. Межконтинентальные авиаперелеты, которые всецело зависят от навигации, также пострадают – вылеты будут задерживаться и отменяться, не исключены вероятности авиакатастроф. Очень сильно повлияет падение точности на работу службы 911, поскольку людей находят по месту, откуда был совершен звонок».

Такой сценарий является, безусловно, наихудшим вариантом развития событий. Не исключено, что при поддержкеназемных GPS-станций навигационное позиционирование практически не пострадает и сможет исправно обслуживать клиентов до ввода в строй новых спутников.

Вместе с тем, российская национальная система навигации ГЛОНАСС, напротив, укрепляет свои позиции. В настоящее время на орбите работает 19 спутников, а в ближайшие три года этот космический флот будет усилен – общее число сателлитов доведут до 30. Таким образом, к моменту возникновения проблем с GPS, Россия будет обладать самой комплексной системой навигации в мире.

Смотрите фоторепортажи в разделе " Наука и история "

Резонно было бы предположить, что наша страна может оказать поддержку гражданским службам, использующим на настоящий момент систему GPS. С этим вопросом мы обратились к пресс-секретарю Федерального космического агентства Александру Александровичу Воробьеву. Он отказался комментировать непосредственно новость, но напомнил, что согласно приказу Президента РФ №638 от 17 мая 2007 года, доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Другой точки зрения придерживается Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). Российский представитель агентства Сергей Пузанов считает, что существующая точность определения координат в системе ГЛОНАСС еще не достигла уровня GPS-навигации (от одного до десяти сантиметров в зависимости от ландшафта местности), и что даже при нехватке спутников, американская система сможет давать более точные результаты.

Кроме того, системы не обладают взаимной совместимостью – они работают на разных диапазонах частот и предоставляют данные в разных форматах. Выпуск приемников, умеющих расшифровывать сигналы обоих типов спутника, займет достаточно много времени

Спутниковая навигация на грани исчезновения
Спутниковая навигация на грани исчезновения
. Приведение гражданских служб Северной Америки к использованию сразу двух стандартов может оказаться экономически нецелесообразно.

С другой стороны, Пузанов посетовал, что обе системы, а также запускаемые в скором времени европейская Galileo и китайская COMPASS, являются закрытыми платформами и не могут обмениваться данными друг с другом. Получается, что единственный способ избежать проблем с GPS – это форсировать производство новых спутников. Именно такую задачу Конгресс США поставил перед министерством обороны.

Читайте также в разделе " Наука и техника "

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить