Генеральному директору
телекомпании "Первый канал"
К.Л.ЭРНСТУ
Президенту Российской академии телевидения
В.В.ПОЗНЕРУ
О документальном сериале
"Звёздный отряд"
В апреле 2003 года в эфире первого телеканала был показан документальный сериал "Звёздный отряд" (автор А. Габнис, режиссёр Л. Рыжков). Картины этой тематики всегда вызывают неподдельный интерес и пристальное внимание именно тех людей, кто посвятил свою жизнь уникальному делу — освоению космического пространства, кто вложил труд своего разума и своих рук в воплощение этой вековой мечты человечества, кто потратил немало времени на преодоление связанных с этим многочисленных проблем.
Вот почему невозможно остаться в стороне, когда наиболее массовый и популярный у зрителя телеканал предоставляет эфирное время подобным произведениям, существенно искажающим историческую правду. Причём особую досаду вызывает то, что многие искажения сделаны авторами не по незнанию, а преднамеренно ища обострений там, где их нет.
С сожалением отмечаем, что ни авторы сериала, ни руководство канала не сочли необходимым отразить в картине, что решение о запуске корабля с человеком на борту не было конъюнктурным. Наоборот, это был величайший по значимости шаг прогресса, сделанный по инициативе отечественных учёных С.П. Королёва, М.В. Келдыша и многих других. Причём не было никакого давления, никакого конфликта между государством и наукой. Наоборот, государство и наука выступали единым фронтом, глубоко понимая ответственность и значение события для всего человечества. Уже тогда выдающийся деятель генерал Шарль де Голль в обращении на имя Н.С. Хрущёва сказал, что "русские учёные оказали большую честь Европе и всему человечеству".
Позднее и первым ступивший на Луну американец Нил Армстронг сказал про Ю.А. Гагарина, что "он всех нас позвал в космос". Всё это особенно важно подчеркнуть и потому, что в наши дни ситуация принципиально изменилась. Полётами Ю.А. Гагарина и его товарищей интересуются и восхищаются за рубежом гораздо больше, чем в своей стране.
Указывая на основные некорректности в прилагаемом ниже обзоре, в отличие от авторов сериала мы постарались уйти от чересчур эмоциональной политической окраски, ограничиваясь в основном техническими аспектами космонавтики.
В связи с изложенным недоумение вызывает и факт намерения представить этот сериал на соискание престижной премии, что, безусловно, не способствует росту авторитета и популярности "Первого канала".
Выражаем надежду, что наше мнение поможет Вам принять верное решение как в отношении картины "Звёздный отряд", так и в повышении требовательности к достоверности создаваемых в будущем документальных фильмов по космической тематике.
Академик Б.Е. Черток
Академик В.П. Легостаев
Лётчик-космонавт СССР
А.П. Александров
Ведущий конструктор
по космическим кораблям
"Восток" и "Восход" Е.А. Фролов
Ведущий инженер,
В.И. Фрумсон
Ведущий инженер
С.К. Громов
Документальный сериал "Звёздный отряд" включает шесть отдельных картин: "Земные пришельцы", "Самые первые", "Мифы о космонавтах", "Космонавт номер ноль", "Потери, подвиги, победы", "Юрий Гагарин. Жизнь и смерть".
Казалось бы, если судить по общему названию, задачей было рассказать о первом отряде наших космонавтов. Зритель с интересом ждал такого группового портрета, где каждый из героев — личность, где у каждого — своя судьба, своя жизнь. Тогда, четыре десятилетия назад, все они — молодые, увлечённые уникальным делом люди, все — военные лётчики-истребители, а это — одна из самых романтических профессий. И, складываясь вместе, они блистали бы ярким созвездием на фоне всего общества.
Увы! Ожиданиям не суждено было оправдаться. Где они, личности? Из картины в картину видны попытки авторов представить отобранных для первых полётов лётчиков как "элитных солдат" - камикадзе. Таких, что готовы драться между собой за право ценой любого риска выполнить почти что безумные повеления "аферистов от политики" Хрущёва и Брежнева. А эти, в свою очередь, заботились только о том, как бы хоть в чём-то "утереть нос" американцам. И на фоне этих зловещих текстов готовящиеся к параду шпалеры офицеров-"академиков" (курсантов академии имени профессора Н.Е. Жуковского), в первых рядах которых и космонавты, смотрятся безликими исполнителями чужой воли. Да и сами предводители показаны только ликующими от неожиданных космических успехов да друг на друге награды развешивающими.
Но зрителя так просто не обмануть: на вставленных в повествование цветных кадрах интервью ("синхронах") он видит, как светятся ещё отблески той романтики в глазах постаревших героев космоса, как юношеский задор проглядывает сквозь морщинки людей, которых никак не назовёшь ни "нулевыми космонавтами", ни "элитными солдатами". Все они по заслугам имеют право носить мундиры самых старших офицеров и генералов, оставаясь в то же время простыми ребятами: кто-то сельскими, кто-то городскими, пришедшими в лётные училища по зову романтической юношеской мечты. Видно, какие они разные, даже когда отвечают на одни и те же вопросы авторов фильма. Но те упорно пытаются поймать их на лжи даже в пустяковых вопросах.
Например, о неформальном собрании кандидатов в космонавты по проблеме — продолжать или нет такую суровую для судьбы подготовку: многие из тех, кого отчисляли, лишались лётной, единственной для них, профессии... Один говорит — было собрание, другой — не было, третий — что организовал его Гагарин... А как в действительности было-то? На самом деле всё сказанное космонавтами — истинная правда. С одной стороны, совершенно понятно, что никакое подобное собрание не могло повлиять на ход событий: даже если бы эти решили прекратить подготовку, тут же нашли бы других! Так что и смысла проводить собрание не было. С другой стороны, не могли они тогда по вечерам не общаться между собой, не обсуждать ход отбора и подготовки. Один из таких разговоров и мог кому-то из них самих глядеться как собрание. А если кто-то другой по каким-то причинам не присутствовал, то для него и собрания не было.
Тенденциозность авторов, когда из интервью вырывают только те фразы, что подтверждают нужные закадровые тезисы, и объясняет распространённое теперь нежелание давать какие-либо интервью. Именно поэтому отказываются от встреч с репортёрами космонавты В.Ф. Быковский и В.В. Терешкова, вдова Ю.А. Гагарина Валентина Ивановна. И уж о какой достоверности может идти речь в свидетельствах дочерей Ю.А. Гагарина и В.В. Варламова (одного из нелетавших космонавтов первого отряда) — четыре десятилетия назад они чуть ли не пешком под стол ходили! Вот они теперь и пересказывают то, что слышали от других. Словом, обычный "испорченный телефон".
Увлекшись темой раскрытия былых секретов и разоблачением ошибок, авторы совсем ушли не только от показа личностей ребят из первого отряда, но и от рассказа о реальных исторических событиях. В повествовании сделан особый акцент не на том, что и как происходило, а на том, как об этом тогда рассказывали публике.
И любое отклонение от действительности, не объясняя зрителю причин, смакуется авторами, как ложь и обман. Да, искусственные искажения действительно были. Но и причины их сегодня известны.
В начале шестидесятых годов прошлого века на плакатах и газетных рисунках космонавтов часто рисовали внутри ракет, похожих на пузатые немецкие ФАУ-2. В первых кинокартинах для публичного проката не показывали, как выглядит сама ракета Р-7 и её стартовый комплекс. Вместо этого — старт боевой ракеты Р-5. Это делалось отчасти из-за того, что никто из художников настоящих космических кораблей и ракеты Р-7 тогда не видел, а отчасти и чтобы ввести в заблуждение так называемого потенциального противника — американцев. Постепенно, по мере получения информации о том, что заокеанским коллегам всё известно, от этого отошли и стали показывать всё, как есть.
Действительно, поначалу не говорили о том, что первые шесть космонавтов приземлялись отдельно от корабля. Но делалось это ради формального соблюдения Кодекса Международной авиационной федерации, согласно которому были зарегистрированы первые космические рекорды. Потом и это перестало быть необходимым: уникальность рекордов такова, что они были признаны в порядке исключения.
Как видно, далеко не все искажения действительности объясняются политическими причинами. А немногие такие, что были, не принесли пользы космонавтике. Победные рапорты, преувеличение достижений в освоении космоса привели к принижению трудностей и проблем первых шагов в неизведанной области, а значит, и к принижению значимости усилий по их преодолению. Парадные запуски к юбилейным датам часто создавали обстановку неоправданной спешки, аврала, и это иногда сказывалось на качестве работ не в лучшую сторону. Скромное умолчание о стоимости разработок космической техники, строительства и самих запусков порождало ложные представления о якобы гигантских масштабах расходов в космонавтике. Продолжением этого ненужного лукавства в наши дни стало преувеличение успехов на ниве международной коммерции в космонавтике, приведшее в результате к почти полной потере интереса к космическим исследованиям отечественных государственных инстанций.
Впрочем, не об этом твердят нам авторы картины. Они готовы любые неточности в изложении космической деятельности связать с политикой "кремлёвских авантюристов". Не хочется верить, что такое стремление авторов — следствие исполнения некоего заказа.
Авторы назвали Отечество ведущей космической державой тех лет, несправедливо списывая тем самым на нет достижения современной российской космонавтики. И это — безо всяких объяснений! Спасибо хоть, что пока что признают значение инициативы С.П. Королёва и поддержки главных его соратников (В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина, М.С. Рязанского, В.И. Кузнецова, В.П. Бармина) в осуществлении прорыва в космос! Отрадно, что пока не отрицают великого подвига первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина и его товарищей по первому отряду (Г.С. Титова, А.Г. Николаева, В.Ф. Быковского, В.М. Комарова, П.И. Беляева, А.А, Леонова, Б.В. Волынова, Е.В. Хрунова, Г.С. Шонина, В.В. Горбатко).
Как верно подчеркнули сами герои фильма — космонавты первого отряда и не подозревали масштабов той славы, что обрушится на них после полёта. Их не готовили к этому и не отбирали на такую выносливость, а они выдержали испытание с отличием. Стоит напомнить, что Главный Конструктор по-отечески относился к каждому из них, знал всех лично и никогда бы не отправил их в полёт, не будучи уверен, что сделал всё, что мог, для безопасности людей и надёжности техники.
Журналистское исследование вопросов неточностей истории космонавтики, скорее всего, было бы полезным, если бы оно было корректным. Тема требует не только тщательного анализа в каждом конкретном примере, но и высокой требовательности к своему творчеству: ответственности за достоверностьфактов и за соответствие действительности в каждом из фильмов сериала. А этого в данном сериале как раз и нет! Авторы оказались настолько вне поднятой темы, что не отличают понятий "ракета" и "космический корабль", называя "Восход" - ракетой и заявляя, что американцы создали новый тип ракеты, пригодный для стыковки в космосе. Утверждается о вероятности благополучного полета в 50 процентов — но это явно для испуга зрителей, так как при таком прогнозе, да еще задокументированном, никто бы полета не разрешил.
Технические казусы вообще не поддаются счету. Гагарин не мог сказать, доложив о выходе на орбиту, что "растет перегрузка", наоборот, он ощутил невесомость. Отсутствие связи с ним длилось лишь несколько секунд, и не надо пугать зрителя многими трагическими минутами. Павел Беляев не мог снимать снаружи Алексея Леонова в открытом космосе, как утверждают авторы фильма, поскольку находился, естественно, в корабле, а сделала это наружная автоматическая кинокамера... Очень часто зрительный ряд из хроникальных кадров вопиюще не совпадает с текстом, "стыкуя" события, разнесенные в реальности на много лет и тем самым дезинформируя зрителя. Так вместо пилотируемых "Востоков" вывозится на стартовую площадку грузовой корабль "Прогресс", появившийся чуть не двадцать лет спустя. Мало того, старт Германа Титова на "Востоке-2" иллюстрируется стартом ракеты "Протон", которая создана позже и никогда не использовалась для пилотируемых полетов.
Вместо капсул спутников Лайки, Белки и Стрелки показывают контейнеры для полета животных в головных частях геофизических ракет. Вообще понятия "космический корабль" и "ракета" путаются непростительно даже для школьника. Многих из указываемых ошибок при создании таких картин ещё можно избежать, если своевременно привлекать к участию в создании подобных фильмов профессионалов в области космонавтики и, в частности, работников Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва, когда тема картины касается пилотируемых полётов в космосе.
В космонавтике и без наивного сгущения красок и надуманного трагизма хватает своих трудностей. Это очень сложная техническая и морально-волевая работа. Показать ее с максимально возможной точностью вполне достаточно, чтобы впечатлить зрителя.
Наконец, несколько слов об общей композиции сериала. Многочисленные повторы изображения и тезисов дикторского текста даже в пределах каждого фильма, не говоря уж о сериале в целом, путают зрителя бессистемностью. Просмотрев шесть фильмов, невозможно припомнить, в каком из них проходит тот или иной сюжет, потому что многие из них повторяются снова и снова. Создается впечатление, что шестой фильм почти полностью состоит из уже показанных сюжетов. Можно сказать, что подзаголовки сериала (названия фильмов) весьма условны, а сами конкретные фильмы не имеют собственного самостоятельного лица. Рассказы о героях невыразительны, слабо раскрывают личности, рассказ о многих персонажах сводится к скандальным курьёзам биографии. Некоторые фрагменты наводят на мысль, что авторы поленились искать в архивах и первоисточниках подходящие истинные как изобразительные, так и текстовые материалы (а они там есть!) и слепили свой сериал из того, что подвернулось...
Хочется надеяться, что изложенное будет правильно понято не как пустое критиканство, а как конструктивные предложения по совершенствованию творческой деятельности.
Отдел науки "Литературной газеты"
Данная статья опубликована на основании соглашения между "ПРАВДОЙ.Ру" и и научным отделом "Литературной газеты".