Археологические находки, сделанные за последнее десятилетие во всей территории Китая, заставили ученых пересмотреть представления о происхождении этого народа. Даже в самых отдаленных уголках нашлись признаки высокоразвитых цивилизаций прошлого.
Все это говорит о том, что современные китайцы – гораздо более сложная по составу народность, чем предполагалось ранее. Полученные данные указывают на то, что в формировании облика государства приняло участие невероятно большое количество народностей, а позднее сама империя распространила свое влияние на гигантские территории.
Кроме того, оказалось, что распространенное мнение о замкнутости восточных правителей сильно преувеличено. В Китае никогда не существовало культурной изоляции, обитатели страны жадно впитывали новые веяния из-за границы и приспосабливали их к местным порядкам. Торговые и социальный связи Китайской империи оказались гораздо шире и насыщеннее, чем предполагали раньше исследователи, ограничиваясь изучением только Великого Шелкового пути.
Читайте также: Рейсу древнеегипетского судна помешали пираты
Корреспондент журнала Science Эндрю Лоулер несколько раз пересек Китай, перемещаясь от одного археологического раскопа к другому. В результате этого путешествия он собрал десятки интервью с известными учеными-археологами, изучающими историю возникновения Китайской империи.
Результат проделанной за последние годы работы потрясает воображение. Многое из того, что раньше воспринималось как легенда, оказалось правдой. Ученым удалось доказать существование описываемых в мифах императорских династий, обнаружив постройки и предметы, относящиеся к тем временам.
Самые древние письменные источники об истории Китая датируются 3500 годом до нашей эры, но многие китайские ученые утверждали, что страна гораздо старше – по крайней мере, на полтора тысячелетия. Находки полностью подтверждают это – именно к 5000 году до нашей эры относится ряд построек в провинции Синьцзян.
Читайте также: Гробницу Клеопатры вот-вот найдут
Интенсивное строительство последних лет, рост километража шоссейных дорог и железнодорожных путей угрожает сохранности многих памятников старины. Китайские ученые рассказывали Лоулеру о ситуациях, когда новые постройки возводились прямо на древних руинах. И если в крупных городах исторический облик удается вписать в современную архитектуру, то в удаленных провинциях дела обстоят гораздо хуже.
Существует ли решение у этой проблемы, и как китайцы поступят, чтобы избежать "конфликта" между прошлым и будущем? С этим вопросом мы обратились к синологу, кандидату исторических наук Николаю Карпову – сотруднику Института востоковедения РАН.
"Сложно представить себе, что для разрешения подобного кризиса китайские власти начнут опираться на опыт других государств. Китайцам свойственно самостоятельно искать ответы на вопросы, и предпринимаемые в результате действия оказываются по-настоящему эффективными.
Можно не сомневаться, что охрана памятников культуры и истории будет осуществляться на высоком уровне, а сами эти свидетели старины очень эффективно впишутся в современную реальность. Достаточно вспомнить Запретный город в Пекине, который датируется XIV - XV веками нашей эры, чтобы понять: китайские историки, архитекторы и реставраторы знают, как сохранить древние строения.
Конечно, в этом процессе часть культурного наследия может пострадать, потому задача избежать этого лежит, в первую очередь, именно на археологах и антропологах, которые должны защитить историю. Думаю, настоящей проблемы тут нет – пережив за несколько тысячелетий множество потрясений и революций, китайский народ научился ценить свое историческое прошлое".