Спам отвоевывает утраченные позиции

Успех в борьбе с нежелательной корреспонденцией, достигнутый в конце прошлого года, оказался временным, и сейчас спам постепенно возвращается к объемам годичной давности. Эксперты предсказывают, что в ближайшее время навязчивая реклама достигнет отметки 94% от всей электронной переписки и остановится на этой позиции. Вместе с тем, сами технологии спама будут совершенствоваться, соответственно, более успешно обходить защитные фильтры.

От нежелательной рекламы не застрахован никто – спам повсеместно проникает в электронную почту, обходя даже самые развитые системы защиты, обладающие навыками к самообучению. Единственным эффективным способом борьбы с ним до сих пор остается ручная фильтрация.

С зимы уровень спама значительно снизился, чему способствовали сразу два фактора: введение крупнейшими почтовыми серверами новых систем фильтрации, и наступление мирового финансового кризиса, отобравший у спаммеров большую часть клиентов. Однако ситуация постепенно возвращается к прошлогоднему состоянию. Так, доля нежелательной рекламы за март составила 94% от общего объема корреспонденции, что равно показателям за октябрь 2008 года.

Действия по защите клиентов от засилья мусорных писем в почтовых ящиках предприняли практически одновременно многие интернет-провайдеры мира. Принятые меры позволили сократить поток спама сразу на 70%! Подобный успех был достигнут как введением новых систем блокировки нежелательной корреспонденции, так и уголовными преследования спаммеров.

Однако с начала этого года спам начал возвращаться – его ежедневный прирост составил 1,2% в день. Системы распространения рекламы стали децентрализованными, начали активно применяться сети «зомбированных» компьютеров - ботнеты. Использование технологий peer - to - peer («равный с равным» - прямая передача данных между двумя компьютерами без подключения к единому серверу) вообще лишило провайдеров малейшей возможности контролировать происходящее.

Растет и объем спама, направленного на распространение вредоносных программ. Так, в минувший вторник эксперты по компьютерной безопасности сообщили СМИ о появлении нового вида направленного спама. На электронный ящик жертвы приходит письмо, содержащее ссылку на некий сайт. Доверчивый пользователь проходит по указанному адресу и попадает на поддельный новостной портал, содержащий сгенерированные случайным образом новости и тематическое видео. При запуске воспроизведения видеофрагмента на компьютер жертвы загружается вирус.

Спаммеры активно используют новые технологии локализации навязчивой рекламы. Пользователи начинают привыкать, что все чаще на почту к ним попадает спам, посвященный темам их недавних поисковых запросов и других предпочтений. Так же эксплуатируется локализация по IP -адресу, при которой жертва получает нежелательную корреспонденцию о товарах и услугах в родном городе.

Спам был и остается самой главной головной болью интернета. При существующей ныне структуре Всемирной Паутины все меры борьбы с нежелательной почтой остаются малоэффективными. Именно поэтому многие интернет-активисты, включая сотрудников консорциума W 3 C (организации, регламентирующей протоколы передачи и воспроизведения данных в Сети), ратуют за создание новой глобальной сети, учитывающей все ошибки предшествующей.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить