Хуан Редерер – всемирно известный…и можно добавить «американский» ученый, но это, на мой взгляд, будет все-таки не совсем точно. Хотя уже давно живет и работает в Америке и даже находился в прямом подчинении двух американских президентов в качестве председателя Комитета США по исследованиям в Арктике. Но посудите сами. Этот человек является членом трех международных Академий Наук. Родился в Италии, вырос в Австрии, образование получил в Аргентине.
В настоящее время является советником директора Международного центра теоретической физики в г. Триесте (Италия). Экс-президент Международной ассоциации геомагнетизма и аэрономии и экс-глава международного Комитета по солнечно-земной физике, который входит в ICSU. Кроме всего прочего Хуан много и плодотворно сотрудничал с русскими учеными. Имеет медаль «100 лет геофизики» Академии Наук СССР. Недавний приезд Хуана в Россию по счету был двадцать вторым. И повод был особый.
В подмосковном городе Троицке есть институт, чуть ли не с самым длинным названием – «Институт Земного Магнетизма, Ионосферы и Распространения Радиоволн Российской Академии Наук» (ИЗМИРАН). Организатором и первым директором ИЗМИРАН был человек с очень «легкой» фамилией и очень нелегкой судьбой – Николай Васильевич Пушков. Если бы он был жив сейчас, то ему было бы сто лет.
Хуан был другом Николая…
Летом 1958 года Хуан впервые приехал в Москву. Он был молодым аргентинским ученым, который участвовал в программе «Международный Геофизический Год» (МГГ). Хуан говорит, что было три человека, которые сыграли решающую роль в организации этого глобального проекта, аналогов которому с тех пор и не было. Одним из них был Пушков. Главной сложностью, но вместе с тем, и движущим фактором являлась протекающая в те годы «холодная война». Каким же образом в ту эпоху запретов Пушкову удалось свершить такое? Хуан вспоминает, как между ним и Пушковым порою велись очень жаркие споры. И в этих дискуссиях обнаружилось, что Пушков был человеком искренне верящим в идеалы коммунизма, что «по-видимому, давало большую силу и веру партии в способности Николая Васильевича».
И вот, «несмотря на организационные и финансовые трудности, МГГ был в короткое время скоординирован и провозглашен, и реализован в 1957-1958 годах». Но главный успех заключался в том, что объединившиеся во всем мире ученые победили «холодную войну». Атмосфера, океан, ионосфера, все, что изучают ученые, не может быть разделено стенами и границами.
…Хуан – авантюрист, в хорошем смысле этого слова. Он смог провезти «запрещенные» в те годы теннисные мячи для измирановцев через таможню, причем, пол-чемодана. Мячи были изготовлены в Дэнвере, который расположен на высоте 1800 метров над уровнем моря. И вот уже в Москве, когда все опасности были позади, обнаружилось, что «контрабанда» перестала быть прыгучей...
Но не в мячах счастье. В годы «холодной войны» многие ученые, не афишируя, возили через границы данные, обменивались ими, зная, что они не имеют секретности, но, если проводить все легально, то будут проблемы. Хуан рассказывает о спутниковой системе «Прогноз»: «В ту пору было разделение в космосе, при запуске и при работе спутниковых систем было негласное соглашение, что такие спутники не будут работать над территорией США. Но, безусловно, спутник не знает, где США, и будет над ними работать… только мы это не афишировали, чтобы не вызывать политических трудностей и не создавать трудностей для развития науки».
Хуан уехал. К себе домой на Аляску. В интернете можно найти его фотографии. Одна из них мне нравится особенно. Она была сделана в 1986 году в день ухода Хуана из Геофизического Института Университета Аляски, который он возглавлял почти 10 лет. Раздетый человек сидит в абсолютно «голом» кабинете. Он умеет выражать себя: свои чувства, мысли…
Хуан: «Я хочу сделать важное замечание. Сейчас у нас нет «холодной войны», нет соревнования, и уровень научных исследований снижается и на Востоке, и на Западе. США считает себя номер один в мире, а это очень плохая ситуация для развития научных исследований…»
Евгения Новосад, отдел науки "Литературной газеты"
Данная статья опубликована на основании соглашения между "ПРАВДОЙ.Ру" и и научным отделом "Литературной газеты".