У науки есть свое "грязное белье" — темы, которые не принято выносить на всеобщее обсуждение.
История знает немало примеров, когда ради открытия на алтарь науки клались тысячи человеческих жизней. И нередко для экспериментов используются "добровольно-принудительные" участники из тюрем.
Особого размаха такая практика достигла во времена Второй мировой войны. Среди миллионов людей, попавших в фашистские концлагеря, практически каждый стал участником того или иного "научного" эксперимента.
Опыт палачей из Третьего Рейха и сейчас не дает спокойно спать отдельным личностям. Мы расскажем о трех из множества экспериментов над заключенными, проведенных за последние полвека.
Секретные службы всех стран мира готовы на все, чтобы получить наркотическое вещество, заставляющее человека говорить правду или позволяющее манипулировать его сознанием. В рамках проекта "МК-Ультра" с 1953 по 1973 года ЦРУ США провело несколько сотен различных экспериментов, в том числе на заключенных.
Лексингтоновский оздоровительный центр в штате Кентукки долгое время являлся исправительным заведением для наркоманов, совершившим особо тяжкие преступления. Заключенным предлагалось принять участие в программе испытаний нового психотропного вещества в обмен за ежедневные дозы наркотика. Легко догадаться, что в "добровольцы" подались все обитатели тюрьмы.
Им вводились разнообразные сильнодействующие галлюциногены, на основании действия которых делалось заключении о перспективности дальнейшего их использования. Количество заключенных, погибших от передозировки или нанесших себе под влиянием наркотиков травмы, несовместимые с жизнью, до сих пор неизвестно.
Эксперимент американского психолога Филиппа Зимбардо хоть и происходил в бутафорской тюрьме, однако в полной мере показал, что в каждом человеке спрятан "зверь", склонный к насилию и садизму.
Участников разделили на две группы — "надзирателей" и "заключенных". Первые, вооруженные дубинками и носящие зеркальные очки, обязаны были следить за порядком. Вторым достались все тяготы тюремной жизни.
Уже спустя несколько дней "надзиратели" начали демонстрировать склонности к садизму. Они унижали "заключенных", не давали им мыться, заставляли спать на полу, запирали в карцерах, устраивали внезапные обыски в камерах.
Через несколько дней стало понятно, что эксперимент полностью вышел из-под контроля. Даже наблюдатели начали получать удовольствие, следя за мучениями лишенных каких-либо прав "заключенных". Зимбардо был вынужден прекратить опыты.
Этот эксперимент можно назвать одним из самых гуманных — в нем принимали участие только добровольцы из числа осужденных на смертную казнь. В 1938 году тюремный врач Стефан Бисли записал сердечные ритмы приговоренного во время расстрела. Один из них был некто Джон Диринг, который 31 октября предстал перед расстрельным взводом, покрытый датчиками для снятия ЭКГ.
Одним из главных направлений исследования стал поиск закономерности между чувством страха и сердечным ритмом. В этом отношении опыт полностью удался. Когда на голову Диринга был надет непроницаемый мешок, его пульс подскочил до 120 ударов в минуту. Команда "Огонь!" вызвала второй скачок — до 180 ударов.
Из четырех пуль, выпущенных в Диринга, одна попала прямо в сердце. После 15,4 секунды спазмов оно остановилось. Полученные ценой жизни заключенного данные оказались очень важны для кардиологии и зарождающейся реаниматологии.