После сентябрьского провала 2007 г., когда израильская авиация безнаказанно уничтожила секретный объект на северо-востоке Сирии, Дамаск стремится укрепить свою ПВО за счет зенитно-ракетных комплексов "Панцирь С1". Однако это вряд ли поможет усилить боеспособность сирийских войск. Ситуацию для "Правды.Ру" комментируют пресс-атташе израильского посольства в Москве Алекс Гольдман-Шайман и израильский политолог Илья Дубинский.
Израильские СМИ сообщили о том, что Сирия закупает в России зенитно-ракетные комплексы "Панцирь С1. После провала в сентябре 2007 г., когда израильская авиация безнаказанно уничтожила совместный сирийско-северокорейский объект по производству "мирного атома", в Дамаске глубоко задумались об усилении своей ПВО. И это уже не первый налет израильских ВВС на сирийскую территорию. Еще в октябре 2003 года они разбомбили базу палестинских "миротворцев" ХАМАС около Дамаска. В 2006 г. они напугали нынешнего руководителя Сирии Башара Асада, демонстративно пролетев над его дворцом. И теперь Дамаск ищет способы усилить свою ПВО.
Впрочем, в своем комментарии "Правда.Ру" пресс-атташе израильского посольства в Москве Алекс Гольдман-Шайман заявил: "Это довольно странная информация, переданная израильскими СМИ со ссылкой на российские, которые якобы ссылались на представителя государственного унитарного предприятия "КБ приборостроения" Александра Рыбас. Однако по его словам, ничего такого он не говорил".
Впрочем, дыма без огня не бывает и по другим данным, российские "панцири" все же прикроют Сирию еще до конца 2008 г. И в надежде на подписание нового контракта в Москву уже прибыла сирийская военная делегация.
Что же произошло в реальности в ночь с 5 на 6 сентября в Сирии, и как произошел этот рейд, который заставил сирийцев искать более эффективную защиту, чем знаменитые С-300? Пресс-атташе израильского посольства в Москве Алекс Гольдман-Шайман отказался это комментировать "Правде.ру".
По одной из версий, израильские самолеты ударили со стороны моря, тогда как их ждали "с южного направления". По другой – Тель-Авив согласовал свои действия со своим единственным союзником в регионе – Турцией, которая возможно и дала воздушный коридор для нанесения удара по своему сирийскому конкуренту. И хотя Анкара выразила свое возмущение тем, что израильские самолеты использовали ее воздушное пространство для действий против Дамаска, о чем говорят сброшенные топливные баки на турецкой территории, вполне вероятно, это театральный жест, направленный на отвлечение внимания арабского сообщества.
Известно, что в разработке этого рейда по его собственному признанию принимал участие ветеран израильских ВВС Биньямин Нетаниягу, участвовавший в уничтожении иракского ядерного реактора "Осирак" в 1981 г.
Еще за два месяца до атаки на территории Сирии действовали бойцы спецназа генерального штаба Армии обороны Израиля "Сайерет Маткаль", собиравшие пробы грунта и воды на радиоактивные материалы. И когда подозрения подтвердились, и Вашингтон получил доказательства сирийско-северокорейского сотрудничества, оттуда было дано "добро" на проведение порки Сирии.
В рейде против Дир а-Зур участвовали восемь израильских самолетов, которые навели на цель бойцы спецназа ВВС "Шальдаг", тайно высаженные к объекту за день до атаки. По данным турецких военных, сирийский объект в Дир а-Зур поразили самолеты F-15 и F-16, вооруженные ракетами Maverick и тяжелыми бомбами. Миссия была настолько секретной, что летчикам сообщили о цели вылета уже в воздухе. Им содействовал беспилотный самолет-разведчик ELNIT. Показательно, что это был один из первых боевых эпизодов, в которых проявила себя модернизированная версия самолета F-15I, радиус действия которого достигает 2 тысяч километров.
После бомбардировки спутник-шпион заснял пораженный объект, в крыше которого была видна большая дыра, образовавшаяся, по мнению экспертов, от бомбы с лазерным наведением, которая, пробив купол здания, взорвалась внутри.
Министр информации Сирии Мохсен Билал заявил, что его страна ответит "на израильскую агрессию", когда сочтет нужным. Его поддержали и в Иране, где также заявили о том, что в случае повторения подобного "сотрут Израиль в порошок". Как тут не вспомнить нетленный анекдот со словами "Мы сильные, просто легкие?"
Теперь же сирийцы заявляли и заявляют о том, что если коварный Израиль выведет их из себя, тоони повторят "Войну Судного дня 1973 г." и снова "разобьют проклятых Сионистов". Впрочем, случись такое повторение в наши дни, никаких денег Ирана не хватит на то, чтобы восстановить армию его сирийской содержанки.
Сирийское телевидение, освещавшее случившееся, демонстрировало полную растерянность Дамаска, который оказался неспособен не только отразить воздушный налет, но и даже сосчитать количество участвовавших в рейде израильских самолетов. "Сколько самолетов совершали эти враждебные действия? – жаловались сирийцы. – Один? Два? Пять? А может быть пятьдесят? Этого не знает никто".
Как бы там ни было, но удар состоялся, и сирийцы отразить его не смогли. Почему же Дамаск, имеющий на вооружении современные средства ПВО, в том числе знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300 и перехватчики МИГ-31, оказался не в состоянии не только защитить стратегический объект?
В своем комментарии "Правда.ру" израильский политолог Илья Дубинский заявил: "Особенно радует глаз кислая мина на лице сирийской верхушки. Незадолго до рейда президента Ирана Ахмади-Ниджада тепло встречали в Дамаске, жали ему обе его руки и целовали в его обе щеки. Ещё буквально на днях перспектива была радужной: купленные в России на иранские деньги комплексы ПВО непробиваемым щитом прикрывали героических сирийский учёных, которые в тесном сотрудничестве с северокорейскими коллегами строили новое арабское вундер-ваффе. И вот треклятые израильские ВВС коварно подлетели не с той стороны, откуда должны были прилететь, не впечатлились мощью "Торов" и "С-300", разбомбили сирийских учёных с реактором и корейцами, да ещё и вернулись на базы без потерь. Если бы в деле не были замешаны евреи, Асад наверняка обвинил бы во всём русских: в самом деле, кто же знал, что комплексы ПВО недостаточно просто купить. Их, как оказалось, надо ещё и правильно развернуть, а затем грамотно ими пользоваться, на что грозная сирийская армия в принципе не способна, а сами по себе русские ракеты сбивать еврейские самолёты не хотят".
Иными словами, как это наблюдалось у арабских военных и прежде, удар они проспали. И будь у них даже С-400, делу бы это не помогло. И в первую очередь уничтожение объекта в Дир а-Зуре – тревожный сигнал для Ирана, чья система ПВО еще менее "плотная" и современная, чем у Сирии. Сам факт удачного налета на объект, прикрытый современными средствами ПВО, говорит о том, что ни одна из целей в Иране не застрахована от подобной участи. Кроме того, удар по главному союзнику Тегерана в регионе свидетельствует о том, что Вашингтон и Тель-Авив в любой момент могут перенести "сирийский опыт на иранскую почву".
С другой стороны, о неуязвимости и "неотразимости" "трехсотки" сложилось довольно много мифов, тем более, что американцы уже успели получить ее в добрые для них ельцинские времена и как следует изучить.
Кроме того, по оценкам экспертов, коэффициент поражения С-300 авиации составляет 80–90%, однако по тем же крылатым ракетам он заметно ниже – 50–60%. И в случае массированного пуска по нему тех же "Томагавков" он окажется в сложной ситуации. Заметим, что в Сирию пошли "экспортные" комплексы С-300ПМУ-1 с еще более пониженными боевыми характеристиками, чем у стандартных "трехсоток".
Однако спасет ли "панцирь" сирийцев? В рекламных проспектах он заявляется как ЗРК, предназначенный для прикрытия небольших военных и административно-промышленных объектов и районов от авиации, крылатых ракет и высокоточного оружия, а также усиления ПВО страны.
И может ли сравниться "пушечно-ракетный армейский средневысотный" "панцирь" со знаменитой "трехсоткой", уже имеющейся у Сирии на вооружении? Взять хотя бы высоту поражения целей. У первого она достигает 15 км в сравнении с 27 км у С-300.
И раз с помощью "трехсоток" сирийцам не удалось отразить удар Израиля, то чего говорить про куда более слабенький "панцирь", годящийся лишь для прикрытия объектов от низковысотных целей и служащий лишь элементом усиления общей ПВО?