Будут ли преследовать людей с «плохими генами»?

Похоже, генетические паспорта скоро прочно войдут в нашу жизнь. Генетические анализы в медицине уже стали неотъемлемой частью современного лечения. Но насколько готов сам человек к использованию такого точного инструмента? Не станут ли успехи генетиков толчком для появления новых форм дискриминации людей?

Вот, что думает по этому поводу редактор журнала «Новости Ген-Этики», чьи размышления были опубликованы на страницах американского ежемесячника « The New Internationalist ».

«Представьте на минуту, что вы женщина, чьи мать и тетя умерли от рака груди, а вы подозреваете, что это заболевание может передаться по наследству и вам. Готовы ли вы пойти и сделать генетический анализ, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения? Подумайте!

Ведь в случае положительного результата, что вы сможете предпринять? Даже превентивное удаление обеих молочных желез не гарантирует от развития заболевания. С другой стороны, оно может вообще не овиться в вашей жизни. А что скажут ваши дети, узнав какой наследственностью вы их «наградили»? А как к вам отнесутся страховые компании? И с этими проблемами уже сегодня сталкиваются тысячи американок.

Я ни в коем случае не против генетики. Расшифровка генома привела к революции в медицине, поскольку позволяет лучше понять природу разных заболеваний, а значит, создавать более эффективные средства для их лечения, в том числе и методом генной инженерии. Начинает развиваться генная терапия и у нее несомненно большое будущее.

Но одновременно стала проявляться и оборотная сторона медали успехов на поприще генетики. Речь идет о сложных этических и социальных проблемах, одна из которых – генетическая дискриминация!

Еще в 70-х годах прошлого века были поломаны карьеры многих американских военных летчиков и работников химической корпорации «Дюпон». У них обнаружили ген, который мог привести к развитию анемии. Считалось, что такая предрасположенность создает опасность на большой высоте и при контакте с химическими веществами. И хотя эти люди были совершенно здоровы, такая дискриминация царила в этих отраслях долгие годы.

В США уже зафиксирован случай, когда беременной женщине пригрозили прекращением страховки всей ее семьи, если она не сделает аборт. Причина в том, что ее ребенку якобы должен был передаться по наследству фиброз мочевого пузыря.

Общество, как всегда разделилось, обсуждая «генетический» вопрос. Одни считают, что генетические анализы не несут угрозы, поскольку будут проводиться только добровольно. Зато страховщики думают, что люди, уверенные в своей ранней смерти, будут приобретать наибольшие страховки. Но нет никаких гарантий того, что скоро к незащищенным слоям населения станут относиться и те, у кого «плохие гены».

Ведь стала же бестселлером в США книга, в которой доказывается, что интеллект передается по наследству, а потому чернокожие менее умны, чем белые. А многие уже сегодня свято верят в то, что все в жизни человека определяется набором его генов. Это нередко ведет к нетерпимости к инвалидам и людям хоть чем-то отличающимся от общепринятого стандарта.

К чему это может привести? Напомню, что в первой половине ХХ века около 20 американских штатов в стремлении к «качеству нации» приняли законы о насильственной стерилизации тех, кто признавался умственно отстающим в развитии. А в Германии сочетание евгеники (псевдонаука о хорошей и плохой наследственности) с нацистскими расовыми идеями привело сначала к убийству тысяч инвалидов, а потом к концлагерям.

В Китае принят закон, который обязывает супругов проходить пренатальное генетическое тестирование. Если оно показывает, что ребенок родится инвалидом, должен быть сделан аборт. А если один из будущих супругов страдает от заболевания, передающегося половым путем, или от расстройства психики, брак не заключается вовсе или пара подвергается долговременной контрацепции.

Китайский закон нарушает основной принцип медицинской этики: государство не должно вмешиваться в выбор человека – рожать или нет. Свобода такого выбора и исключительная добровольность генетических анализов должны стать залогом того, что генетика не превратиться в евгенику.

Да, возможность провести пренатальную диагностику – благо для женщин, особенно тех, у кого уже есть дети с врожденными нарушениями. Но дело в том, что общество оставляет последнее слово за кем угодно, но только не за самой женщиной. Общество разными способами оказывает давление на будущую мать, чтобы она не рожала ребенка-инвалида.

И самый главный рычаг – отношение к инвалидам в социуме. Будущие родители прекрасно знают, что им придется столкнуться с нехваткой финансов и дискриминацией по отношению к своему ребенку. В итоге общество заставляет мать делать аборт даже в тех случаях, когда порок плода не очень-то и тяжел. Такую ситуацию философ Филипп Китчер назвал «скрытой евгеникой».

Как только генетика превратиться в основу медицины (к чему все идет), она станет инструментом управления генами и контроля над ними. В этой ситуации в обществе вполне можно сформировать убеждение, что отказ от генетического анализа – проявление безответственности. А там недалеко и до лозунга «каждый ребенок имеет право на здоровую наследственность».

Не надо забывать и о том, что многие государства стремятся к сокращению расходов на здравоохранение и социальную сферу. Счетоводы и бюрократы приложат все усилия, чтобы убедить политиков в том, что поголовный генетический скрининг дешевле пожизненного обеспечения инвалидов с наследственными болезнями.

Вы спросите, если никого насильственно не станут стерилизовать, то в чем же проблема? Прежде всего, в инвалидах. Если мы, не услышав их мнения о сохранении им жизни, выберем расширенные программы генетических анализов, то сильно навредим борьбе инвалидов против дискриминации.

Кроме того, никто не гарантирует нам того, что вслед за дискриминацией людей с «плохими генами» не последуют гонения по признакам внешности, роста или ума (ведь можно и гены найти, которые за них отвечают). Результатом может стать как расширение рынка пластической хирургии, или назначение гормонов роста людям, которые не имеют гормонального дефицита, а просто родились низкорослыми.

Что касается пренатальной диагностики, то ее стоило бы ограничить списком заболеваний, которые могут вызвать смерть в детском возрасте или с большой долей вероятности привести к пожизненным болям и страданиям».

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Обсудить