«Я вошел в город, здесь вся земля в трупах – их около пяти сотен, а может и больше», - такие ужасы описывает один из участников популярной онлайн-игры. Программисты ошиблись – и персонажей стала косить виртуальная чума. Ученые потирают руки – перед ними наглядная модель реальной эпидемии. И даже не пришлось заражать ради науки настоящий город…
Виртуальная реальность шаг за шагом поглощает человечество. Люди часами просиживают перед экранами компьютеров, уничтожая сетевых монстров и забывая порой о реальной жизни. Ученые, открывшие для себя онлайн-игру World of Warcraft, придумали, как извлекать пользу из бесполезного.
Всё началось с того, что виртуальный мир Warcraft атаковала настоящая «чума» – заклинание «гнилая кровь» (corrupted blood) из-за программной ошибки неожиданно стало убивать персонажей (чаров). Причём зараза имела свойство передаваться от участника к участнику. В результате, многие игроки потеряли своих героев. Несмотря на предпринятый карантин, виртуальная бушевала, вызывая виртуальные социальные волнения.
«Некоторые люди спасались бегством из виртуальных городов, другие бросались на помощь своим товарищам, рискуя заболеть, третьи и вовсе звонили в службу поддержки компании-разработчика, умоляя исцелить их персонажа, - рассказывает профессор Нина Феферман из университета Туфтса. - Находились и такие игроки, которые намеренно становились виртуальными биологическими террористами. Они пытались заразить как можно больше других персонажей».
«Человеческое поведение играет важную роль в борьбе с эпидемиями, виртуальная реальность поможет разработать меры для борьбы с возможными реальными угрозами» - добавляет она.
До настоящего времени, отсутствие наблюдений за динамикой серьёзных инфекционных заболеваний не предоставляли возможности разработать эффективные меры для борьбы с заразой. Нельзя выпустить чуму в человеческую среду, чтобы изучить её психологический эффект. Компьютерные модели позволят решить эту проблему.