Новая концепция развития аэродромной сети поможет сохранить существующую инфраструктуру, но не предусматривает необходимого расширения. Проблема в том, что отсутствует четкая стратегия развития гражданской авиации, которая учитывала бы, в частности, столкновение национальных интересов с транснациональными.
Концепция развития аэродромной сети гражданской авиации России, разработанная Минтрансом и Росавиацией, определяет опорную сеть аэропортов и потребность отрасли в инвестициях до 2015 года в размере 820 млрд. рублей.
Документ, безусловно, важный и хорошо проработанный – по мнению специалистов, он выгодно отличается от предложений по модернизации авиатранспортной сети, выходивших ранее из недр этих ведомств. Однако концепция серьезно запоздала и больше похожа на перечень чрезвычайных мер по сохранению единой транспортной сети России.
Такой документ должен был появиться, по меньшей мере, 10 лет назад. В начале девяностых в стране было 1302 аэропорта, сейчас 351. Из них Минтранс выделил 121, то есть тот минимум, который сохраняет связь между регионами в интересах национальной и экономической безопасности.
Все страны давно поняли – кто владеет транспортными коридорами и узлами, тот владеет миром и может серьезно влиять на своих партнеров и противников. Островная Япония в настоящее время развернула транспортную экспансию в Северо-Восточной Азии и успешно продвигает свои интересы на континенте, вкладывая огромные средства. Японский проект транспортных коридоров – в том числе и по территории России – подразумевает полную комплексную модернизацию авиа- и морских портов, железных дорог и автомобильных трасс.
Российская же концепция предусматривает 12 международных узловых аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связанности сети, 8 по критериям социальной значимости (то есть в городах миллионниках, курортах и центрах федеральных округов), а также 64 запасных аэродрома.
При этом, речь идет не об увеличении количества, а лишь о сохранении того, что имеется в настоящее время. Учитывая, что износ имущества и оборудования оценивается в 70-80 процентов, до 2020 года мы лишь частично восстановим, то, что было утрачено, и доведем уровень авиасети до международного. А значит, опять отстанем.
Меры, предложенные Минтрансом, по мнению чиновников, увеличат в два с половиной раза «авиаподвижность россиян». Конечно, с чего-то надо начинать. Россия не должна испытывать аэродромный позор.
Но логика планирования подсказывает, что такая концепция должна проистекать из стратегии развития гражданской авиации России, которая бы предусматривала весь комплекс развития: модернизацию авиапарка, подготовку летного и технического состава, развитие социального комплекса гражданской авиации, материальное обеспечение, формирование топливной политики, развитие аэродромной сети с учетом интересов регионов и отраслей, в том числе и туристического бизнеса. А такой стратегии нет.
Авиационное направление носит транснациональный характер, а, значит, постоянно будет сталкиваться с серьезной конкуренцией и желанием заместить национальные интересы транснациональными. Одной концепцией развития аэродромных сетей нам не обойтись. Нужен комплекс мер и конкретные планы.