Россия опаздывает с модернизацией ВВС

Запуск в серию новейшего истребителя-бомбардировщика Су-34 открывает новый этап развития военной авиации. Беспокоят, однако, темпы перевооружения ВВС. По оценкам экспертов, износ авиатехники слишком велик, а новых машин закупается недостаточно. На этом фоне возникает опасение, что Су-34 окажется более востребован за рубежом, чем в России. 

Впервые с 1992 года Военно-воздушные силы России получают на вооружение новый боевой многофункциональный комплекс Су-34, запущенный в серию. Двухместный ударный истребитель-бомбардировщик предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и подводным целям.

Самолет может использоваться при ведении одиночных и групповых действий, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в том числе при радиоэлектронном противодействии противника. Он способен работать в любом географическом районе.

Как отметил Главком ВВС, «возможность использования боеприпасов со спутниковой коррекцией делает этот самолет уникальным средством поражения малоразмерных особо важных целей». По точности бомбометания характеристики примерно в пять раз выше нормативных. Хотя Су-34 – мощный бомбардировщик, он исключительно маневрен и выполняет все фигуры высшего пилотажа.

Кабина пилотов выполнена в виде бронированной титановой капсулы, аналогичную защиту получили все жизненно важные элементы конструкции, что обеспечило высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной ПВО.

Для военной авиации наступает новый этап развития. В части пойдут не только модернизированные, уже стоящие на вооружении машины, но и новые образцы. Кроме Су-34 это боевой вертолет Ми-28 и самолет Як-130.

Однако темпы перевооружения Военно-воздушных сил вызывают беспокойство. По планам Минобороны, больше двух самолетов Су-34 ВВС России в нынешнем году не получит. В 2007 году поступят еще шесть, в 2008-м – 10. До 2010 года в строй встанут 24 боевые машины.

Главком предполагает в дальнейшем ежегодно закупать 10 новых самолетов. Сейчас в составе ВВС насчитывается десять полков фронтовых бомбардировщиков Су-24, а это 222 ударных самолета и 100 разведчиков.

Даже если учесть, что Су-34 многократно превосходит Су-24, и самолетов нового поколения потребуется меньше, все равно перевооружение займет около 20 лет.

Конечно, для страны это недешевое удовольствие. Каждый Су-34 стоит 1 миллиард рублей, но если учитывать его характеристики, то затраты вполне оправданы.

Кроме того, общее состояние авиационного парка ВВС требует особого внимания. По заявлению члена комитета Госдумы РФ по обороне генерал-майора авиации Николая Безбородова, «износ авиатехники ВВС составляет более 57 процентов, из них 55 процентов эксплуатируются более 15 лет, 40 процентов – от 5 до 10 лет, и только 20 самолетов – менее пяти лет. В общей сложности, 87 процентов авиационной техники эксплуатируется за счет продления ресурсов и сроков их использования».

По его мнению, до 2009 года из боевого состава ВВС будет выведено 3 200 самолетов и более 1 300 вертолетов, а закупки новых образцов осуществляются в единичных экземплярах и, чтобы перевооружить авиацию, необходимо в течение ближайших 20–25 лет ежегодно закупать до 150 боевых самолетов и около 60 вертолетов.

Появление в строевых частях Су-34 откроет экспортные перспективы для этого самолета, а это значит, казна получит существенную прибыль от производства. Но какая доля этой прибыли пойдет на обеспечение боеготовности российской авиации, и не окажется ли Су-34 более востребован за рубежом, чем в своем государстве? На этот вопрос ответит только время.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить