Границы после долгих "антиковидных" ограничений открылись, приглашая туристов к новым путешествиям. Самолёты в сверкающей металлической оболочке возвращаются на просторы голубого неба, скользя по облакам на пути к южному солнцу. Еда в самолётах ещё никогда не была такой вкусной после долгого домашнего заточения. И всё же горький привкус остаётся, особенно у защитников окружающей среды.
Авиация генерирует 2,8% мировых выбросов углекислого газа, что стало поводом для появления общественного движения "Стыд полёта", которое направлено на снижение воздействия авиации на окружающую среду.
Вслед за соглашением 200 стран по климату о сокращении выбросов парниковых газов к 2030 году авиационная отрасль готовится к кризису, поскольку всё больше и больше людей выражают озабоченность из-за последствий авиаперелётов для экологии. Многие авиакомпании уже пообещали предложить путешествия с углеродной нейтральностью и рассмотреть альтернативные виды топлива. Внедрение в эксплуатацию электросамолётов также вселяет надежды на экологически безопасные перелёты, пишет CNN.
Полёт без чувства вины — определённо приоритет для отрасли. На ежегодном собрании в октябре Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) подписала резолюцию в поддержку достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Ожидается, что к 2050 году ежегодно будут летать 10 миллиардов человек. IATA рассчитывает, что объёмы выбросов будут снижены за счёт внедрения более чистых источников энергии и улучшенной конструкции самолётов.
"Возможный сценарий состоит в том, что 65% [углекислого газа] будет сокращено за счёт использования экологически безопасного авиационного топлива", — сказал Уилли Уолш, бывший руководитель British Airways, а ныне генеральный директор IATA.
Топливо, полученное из
уже может использоваться во многих современных реактивных двигателях без каких-либо модификаций.
British Airways планирует обеспечить 10% своих рейсов экологически чистым авиационным топливом (SAF) к 2030 году, а также в течение следующих 20 лет инвестирует 400 миллионов долларов в разработку биотоплива. Базирующаяся в Абу-Даби компания Etihad Airways работала с местным университетом, компанией Boeing и производителем реактивных двигателей SAFRAN над производством экологически чистого биотоплива из галофитов, солеустойчивых растений, которые можно выращивать в морской воде.
В июне 2021 года лондонский Хитроу стал первым крупным аэропортом Великобритании, успешно интегрировавшим SAF в свою систему распределения топлива. Экологически чистое авиационное топливо снижает до 80% выбросы парниковых газов. Казалось бы, так в чём же дело, если всё так гладко и прекрасно?! Но тут ключевым тормозящим фактором выступает цена. Такое биотопливо стоит примерно в три раза дороже, чем его природный аналог. Ожидается, что из-за пандемии коронавируса авиаперелёты станут дороже из-за неопределённого спроса. Перелёты в экоформате, вероятно, будут ещё более дорогостоящими, поэтому о массовом внедрении биотоплива пока говорить рано.
Airbus, крупнейший производитель самолётов в Европе, делает ставку на водород, например, в прошлом году компания переключилась на разработку небольших электрических самолётов, предложив три концепции авиалайнеров с водородным двигателем и с нулевым уровнем выбросов под названием ZEROе, которые могут быть введены в эксплуатацию к 2035 году.
На пути к широкому распространению водорода по-прежнему существует множество препятствий. И одно из них заключается в том, что у аэропортов нет соответствующей инфраструктуры.
Ampaire Inc, ещё один игрок из Лос-Анджелеса, разрабатывает гибридные электрические системы для пригородных самолётов, рассчитанных на небольшое количество пассажиров. По оценке Union Bank of Switzerland, стоимость таких самолётов-гибридов может составить 178 миллиардов долларов к 2040 году. Electric EEL работает от батареи и обычного двигателя внутреннего сгорания, что снижает выбросы и эксплуатационные расходы на целых 25%.