Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил факт подписания контракта с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству России на приобретение новейшего зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф" производства российского концерна "Алмаз-Антей".
Турецкий государственный деятель сообщил, что первый взнос за поставку был уже переведен российскому концерну. Между тем, согласно информации агентства Bloomberg, общий объем транзакции может составить около 2,5 миллиарда долларов при цене 500 миллионов долларов за дивизион С-400.
Решение турецкого лидера и само подписание договора с российской стороной вызвали взрыв негодования со стороны Вашингтона. Еще 23 июля текущего года, на Форуме по безопасности в Аспене, Джозеф Данфорд, председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США, опроверг информацию о сделке, озвученную накануне главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым. Всеми силами США стремились отговорить Турцию от подписания контракта, но не преуспели.
Теперь Штаты глубоко обеспокоены тем, что Анкара решила предпочесть С-400 американской ЗРК "Патриот". Причем некоторые представители американского политического бомонда зашли в своем негодовании весьма далеко.
Так, 15 сентября американский сенатор Бен Кардин вообще предложил ввести санкции против Турции вплоть до ее возможного исключения из НАТО из-за декларированной сделки. Сенатор даже обратился по этому поводу с официальным запросом к государственному секретарю США Рексу Тиллерсону и министру финансов Стивену Мнучину.
Кроме того, Пентагон предостерег турок от неосторожного технического шага, предупредив, что цифровая начинка российского "Триумфа" вряд ли использует те же самые принципы кодирования, что и техника стран-НАТО. Соответственно, возникает проблема создания программ для интерфейса.
Конечно, решение Эрдогана о закупке С-400 во многом продиктовано политическими мотивами. После того, как 15-16 июля прошлого года он едва не потерял власть (а возможно, и жизнь) из-за попытки военного переворота, он склонен во всем усматривать руку США. Безусловно, определенные причины для этого у турецкого лидера есть: главный политический оппонент Эрдогана Гюлен как раз проживает в американском штате Пенсильвания, откуда и руководит своими сторонниками на родине. Год назад военная хунта намеревалась сместить нынешнего президента страны и, возможно, пригласить "княжить и володарить" его прямого соперника. Несомненно, Вашингтон был как минимум в курсе этих планов, но не поделился ими с главой турецкого государства.
После укрепления собственной власти и определенной поддержки, оказанной ему Кремлем, Эрдоган повел более жесткую чем ранее военно-политическую линию. Так, в августе 2016 года он заставил Вашингтон убрать с базы Инджирлик атомные бомбы В-61 (перемещены в Румынию). Также он прекратил военную поддержку туркменов, проживающих на северо-западе Сирии, и взял под стражу турецкого экстремиста Альпарслана Челика, под началом которого был расстрелян пилот сбитого в небе над Сирией 24 ноября 2015 года российского Су-24М.
Похоже, возможная сделка по приобретению С-400 "Триумф", вписывается в новую политику избежавшего свержения турецкого лидера. Со своей стороны, Вашингтон понимает мотивы турецкого лидера и не стремится обострять с ним отношения, что неминуемо будет способствовать его сближению дальнейшему сближению Анкары с Кремлем.
Пусковые установки зенитных ракет ЗРК С-400 "Триумф" (SA-21):
Получается, что при всех несомненных достоинствах российской зенитно-ракетной системы, сама по себе возможность транзакции диктуется отнюдь не только военными соображениями. Сам по себе зенитно-ракетный комплекс С-400 действительно не имеет аналогов в мире. Собственно, ввиду того, что он использует шесть ракет различного типа и способен поразить любую летящую цель - от самолета-разведчика до беспилотного аппарата - было бы правильнее классифицировать "Триумф" не как ЗРК, а, скорее, ЗРС, то есть зенитно-ракетную систему. В то же время было бы не совсем правильно сравнивать тактико-технические характеристики этого вооружения с американским аналогом.
Дело в том, что американский комплекс был базово разработан еще в 1963 году, после чего дважды подвергался глубокой модернизации - в последний раз в 1996 году.
Конечно, назвать его окончательно устаревшим было бы все-таки неправильно. Но более или менее сопоставимым с ним является российский ЗРК предыдущего поколения - С-300ПМУ1. Тем не менее, и этот тип вооружения был, как минимум, равен американскому. Поэтому, когда в 2015 году Россия заключила сделку с Ираном на поставку С-300, Вашингтон принялся энергично протестовать, обвиняя Москву в распространении высоких оборонных технологий в зоне возможного военного конфликта.
Поставленный в войска в 2007 году С-400 способен накрыть идеальной полусферой охраняемый им объект. Так как его ракеты стартуют строго вертикально (отстрел минометного типа, при помощи порохового заряда, после чего включается маршевый двигатель), он одинаково хорошо работает на все 360 градусов. А его фазированная антенная решетка с мощной накачкой в дециметровом диапазоне и компьютером "Эльбрус-90" обеспечивает дальность обнаружения до 600 километров.
"Триумф" способен одновременно сопровождать до 165 целей (у "Патриота" - 125) с подсветкой приоритетных по времени подлета. Интересно, что зона прикрытия С-400 по высоте фактически доходит до орбитальных высот - 56 километров, в то время как предельная высота прикрытия у "Патриота" не превышает 25 километров. Все остальные технические параметры системы полностью подтверждают заключение австралийского военного аналитического центра Air Power Australia в 2009 году заявившего, что у С-400 нет аналогов в своем классе вооружения.
Тем не менее повышенный интерес Эрдогана к "Триумфу" может быть обоюдоострым, как это нередко случается на Востоке. Возможно, он приобретает эту зенитно-ракетную систему в том числе и для ее вдумчивого изучения специалистами НАТО. Не секрет, что при помощи такого приема можно значительно сократить отставание и ускорить выпуск собственного аналога.