Лесной пожар как зеркало человеческого фактора

Вместе с долгожданным солнцем весна традиционно приносит в нашу огромную страну и огромную беду — лесные пожары. Глобальное потепление обостряет ситуацию: каждый "внештатный" подъем температуры воздуха на несколько градусов значительно увеличивает силу и площадь распространения огня. Стопроцентно ликвидировать такое явление как лесные пожары невозможно по объективным причинам. Разгул огненной стихии во многом усугубляется пресловутым человеческим фактором. Беспечность одних, недальновидность и алчность других оборачиваются страданиями и лишениями третьих.

Когда в Москве и Питере еще не стаял снег, сообщения с востока России уже стали напоминать военные сводки: "…Совместными усилиями пожарные, маневренные группы населенных пунктов, лесники и местное население справились с 10-километровой полосой степного пожарища…", "В тушении пожара была задействована авиация в количестве…", "…За прошедшие сутки на территории области зафиксировано 87 термических точек на территории 12 муниципальных образований…". Неслучайно, напоминают эксперты, для Сибири и Дальнего Востока привычен такой термин как "управление лесным пожаром". Это искусство и впрямь сродни военному: ликвидация каждого возгорания требует своей стратегии. В зависимости от многих факторов огонь или локализуют, или преграждают ему путь, или заливают водой с неба, а чаще прибегают к комбинации нескольких тактик. Примерное число летних лесных пожаров средней тяжести (то есть распространяющихся на несколько километров и более) достигает, как правило, нескольких десятков тысяч каждое лето.

Как любая война, "огненная" тоже не обходится без жертв: еще до начала пика пожаров, ожидаемого в середине лета, в нынешнем году в Иркутской области уже сгорели несколько десятков домов (самую печальную известность приобрел поселок Бубновка), оставив без крова около 500 человек. 4 июля 2016 года было объявлено в Иркутской области днем траура в связи с крушением самолета МЧС Ил-76, задействованного в тушении лесного пожара, экипаж которого погиб.

Достаточно многочисленны и невидимые жертвы. Одно только лето 2010 года, когда огонь бушевал на европейской части страны, унесло жизни десятков тысяч человек. Медики зафиксировали тогда всплеск сердечно-сосудистых и легочных заболеваний из-за резко повысившейся концентрации в атмосфере вредных веществ, образуемых в связи с горением.

Значительны и финансовые потери. В относительно благополучные годы ущерб от лесных пожаров в целом по стране составляет около 20 миллиардов рублей. Катастрофический же 2010 год в буквальном смысле слова спалил более 800 миллиардов.

По прогнозам метеорологов, нынешнее лето не готовит таких аномалий, но и не обещает передышки в пожарах, особенно на востоке. Уже 30 апреля власти ввели режим чрезвычайной ситуации на всей территории Сибирского федерального округа. Сегодня особый противопожарный режим действует в 51 субъекте Сибири и Дальнего Востока, в том числе на территории республик Хакасия, Бурятия, Тыва, Алтайского края, Иркутской и Кемеровской областей. Численность подразделений МЧС, дополнительно укомплектованных техникой Минобороны и Росгвардии, в этих регионах будет доведена до 135 тысяч человек. Ожидается, что кроме уже упомянутой восточной части страны в зоне пожарного риска ближе к июлю окажутся Краснодарский край, Ростов и Астрахань.

По свидетельству ученых, лесные пожары были, есть и будут. На протяжении миллионов лет они служили единственным регулятором жизни лесов, покрывающих в то благословенное время большую часть суши. Удар молнии в сухое дерево — и в многокилометровом огне гибнут старые, больные деревья и кустарники, освобождая место молодой поросли, предохраняя лес от вырождения.

Так было, пока в лесное дело не вмешался человек. Сегодня больше половины масштабных лесных пожаров, в тушении которых приходится задействовать спецподразделения и технику, имеют рукотворное происхождение. Более чем в 70 процентов случаев их причиной является банальное неосторожное обращение с огнем, причем не в самом лесу, а по соседству. Это и окурок, брошенный на обочину дороги из окна автомобиля, и шашлык на берегу реки, и даже бутылочный осколок в куче мусора, в который прямым попаданием угодил солнечный луч в сухую погоду, и самовольные поджоги травы на полях — без должной предосторожности. Любители палить сухую прошлогоднюю траву ссылаются на опыт предков, однако в результате таких сельскохозяйственных экспериментов каждый год выгорают целые населенные пункты. Медики также говорят о весьма распространенном психическом заболевании — пиромании, когда поджог совершается якобы для удовольствия. При этом у пироманов есть своя ущербная логика: дом или забор поджигать опасно, а лес — ничего страшного.

Отдельной группой стоят умышленные действия недобросовестных лесопользователей. Это официальное и довольно мягкое название тех, кто поджигает лес с целью наживы: списывает сотни гектаров как горельники, а древесину (кстати, здоровое дерево способно довольно успешно противостоять огню) затем сбывает нелегальным путем.

"Сегодня все леса, за исключением каких-то особо удаленных регионов изменены человеком, — сказал в эфире Pravda.Ru директор института лесоведения РАН Андрей Сирин. — И если мы леса приручили под нужные нам задачи, мы несем ответственность за них". К сожалению, с ответственностью пока большие проблемы. Виновника пожара найти нелегко, но даже, когда злодеяние сокрыть невозможно, уголовные дела редко доходят до суда: из десятков это обычно единицы.

Впрочем, у пожара может и не быть одного конкретного злоумышленника. Нередко причиной возгорания, даже природного, становится неухоженный, нечищеный лес (как уже упоминалось выше, вспыхивает обычно сухостой, а не здоровые деревья) или растения, изъеденные вредителями. Однако далеко не везде на профилактику находятся силы и средства. Специалисты с горечью отмечают, что с момента принятия нового Лесного кодекса в 2007 году число работников лестного хозяйства сократилось практически на треть. Иногда выделенные деньги уходят не по назначению: так, по данным МВД, в Амурской области, Бурятии и Забайкальском крае в минувшем году были возбуждены уголовные дела по фактам хищений средств, выделенных на закупку противопожарной техники, а также халатности глав органов местного самоуправления при обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов.

Выступивший на видеоконференции 2 мая президент РФ Владимир Путин отметил, что ликвидация последствий природных пожаров будет служить проверкой глав регионов на "компетентность и дееспособность". Хорошо бы, чтобы это стало началом кампании за противопожарную ответственность сверху донизу и свело до минимума многогранный рукотворный фактор на всех уровнях.

Читайте также:

Можно ли победить лесные пожары?

Лесные пожары: деньгами пламя не потушишь

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить