Зафиксировать окружающую действительность камерой, чтобы показать как можно большему числу людей всю красоту и многообразие нашей страны. Герой третьей книги серии "Великие умы России" Сергей Прокудин-Горский был не только энтузиастом фотоискусства, но и ученым, который разработал собственную технологию цветной фотографии и стал популяризатором этого направления в нашей стране.
Рассказать о людях, которые изменили судьбу нашей страны, просто и интересно — такую задачу в этом году поставили перед собой студенты и преподаватели факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Начиная с 6 октября в издательстве газеты "Комсомольская правда" выходит серия книг "Великие умы России". Увлекательные биографии ученых, чьи открытия до сих пор определяют развитие человечества, писали и совсем молодые ребята, и опытные преподаватели-историки.
На этой неделе студенты журфака МГУ Кирилл Горшенин и Анастасия Самойленко пообщались с автором книги о знаменитом фотографе, преподавателем кафедры фотожурналистики и технологий СМИ Людмилой Семовой, которая стала автором третьей книги из серии "Великие умы России" о выдающемся фотографе Сергее Прокудине-Горском.
Кирилл Горшенин: В серии "Великие умы России" выходит уже третья книга. Какой вы видите главную цель проекта, его перспективы?
— Очевидно, что главная задача серии — это популяризация выдающихся деятелей отечественной науки. Вопрос в том, для чего это нужно. Наверное, каждый потенциальный читатель даст свой ответ. Я думаю, что "Великие умы России" хороши не только для образовательных целей, но и для пробуждения самосознания, для подъема патриотизма. Такие важные вещи должны звучать.
Я в полной мере это почувствовала, когда начала работу над своей темой. Мне было очень приятно, что я сама узнала много нового, и я поняла, что это действительно был "мой" герой. Прокудин-Горский был не только видным фотографом, не только журналистом, ученым, но и выдающимся гражданином.
Анастасия Самойленко: Авторы проекта говорят о том, что "Великие умы России" станут учебным пособием ведущих российских вузов, таких как МГУ, СПБГУ и Томский университет. Как вы, преподаватель Московского университета, оцениваете научный потенциал проекта?
— Что касается моей книги, то могу сказать, что она вполне может стать учебным пособием. Это не первый мой литературный труд, у меня уже вышло несколько книг по истории отечественной фотожурналистики и ряд учебных пособий.
Если мы заговорили о моей книге, то когда поступило такое задание, я сказала нашему заведующему кафедрой: "Мне нужно три дня, чтобы я могла оценить наличие информации — хватит ли ее для требуемого объема". Прокудин-Горский — известный в интернете человек, ему посвящено множество публикаций, в доступе есть практически все фото, написано несколько книг, снято множество фильмов. Повторяться мне не хотелось.
Сначала я познакомилась с первоисточниками. Пошла прямиком в РГБ (Российскую государственную библиотеку. — Ред.), стала смотреть, что он самостоятельно написал: там были и его авторские вещи, и журнал "Фотограф-любитель", который Прокудин-Горский издавал четыре года. Тогда я поняла, что информации мне хватит с лихвой на заданный объем, потому что это самые достоверные данные, это не пересказ и не домыслы, а документальный материал.
Таких подробностей об изобретении цветной фотографии я себе даже не представляла! Это безумно интересный процесс как в нашей стране, так и за рубежом. Кстати, большую часть времени Прокудин-Горский проводил в Европе. Там он посещал выставки, изучал тенденции в фотографии. Я и своим студентам постоянно говорю: "Ребята, нужно обращаться к первоисточникам". Я использовала то, что написал сам Прокудин-Горский. Это будет ценно для читателя.
К.Г.: Сколько времени у вас заняла работа над книгой?
— У меня этот процесс занял немного времени, ведь есть большой опыт за плечами, и в библиотеке я работаю привычно, легко переснимаю материалы. Весь процесс занял три недели: четырнадцать дней на работу в библиотеке и десять дней на написание текста. Шлифовка продолжалась в течение всего времени. Мне очень понравилось, что срок сдачи мне поставили на 10 августа, а это мой день рождения. Поэтому я решила сдать до 1 августа и уложилась в сроки.
А.С.: Какое научное достижение своего героя вы считаете самым важным?
— Главный вклад в науку Прокудина-Горского — это его уникальная технология цветной фотографии, которую он очень предусмотрительно нигде не афишировал. Интересно, что даже в своем журнале он очень подробно писал о массе интересных вещей: о способе фотографии Люмьеров, о методе Липмана.
Все способы, о которых писал Прокудин-Горский, он подтверждал у себя в лаборатории экспериментальным путем. И тогда уже делал выводы, чем хорош такой-то способ и чем плох такой-то. Но в то же время очень удачно, дипломатично обходил все, что касается собственной технологии. Он ничего не скрывал, но все делал сам. Своих оригинальных рецептов он не рассказывал. Никому впоследствии не удалось достичь таких высот и получить диапозитивы такого же качества.
К.Г.: С чем связано то, что он скрывал свои профессиональные секреты?
— Наверное, чтобы у его метода не было широкого распространения. Ценность-то в том, что он один такой — уникальный.
А.С.: Какой факт из биографии вашего героя наименее известен и наиболее интересен?
— Занятие фотографией захватывает, и мы не можем себе представить, сколько времени занимало это увлечение в те времена. Чтобы получить даже один снимок, от человека требовалось фантастическое терпение и трудолюбие, ведь процесс занимал очень много времени.
Уникальность в том, что это были единственные фотоснимки разных областей Российской империи, природы и технических достижений нашей страны. Всего Прокудин-Горский сделал несколько тысяч фото. До нас дошла лишь малая часть. Это уникально и по количеству, и по качеству. Даже на репродукции из интернета видно это качество. Во время работы над книгой мне на глаза попалась его фотография времен Русско-японской войны 1904-1905 годов из альбома "Форпост" (2014). Это был групповой портрет 400 Георгиевских кавалеров, и все лица прекрасно различимы! Только представьте, какое это было качество!
Чего о нем никто не знает? В нем было много исключительного. Человек занимал приличный пост, был директором на предприятиях своего тестя. А тесть владел сталелитейными, медеплавильными заводами в Гатчине. Прокудин-Горский занимал этот пост вплоть до революции и, в общем-то, мог бы спокойно жить и безбедно существовать. Но нет, все заработанные деньги он тратил на свой проект.
Для работы экспедиций Государем Императором Николаем II были выделены специальный железнодорожный вагон, два парохода с командами, моторная лодка и автомобиль "Форд" для трудных дорог, но съемки фотограф производил на собственные средства. Производство одного цветного диапозитива обходилось в 10 рублей (средняя зарплата по России в 1913 году составляла 37,5 рубля).
Прокудин-Горский мечтал о том, чтобы цветную фотографию использовали в школе, где в младших классах был такой интересный предмет — "Родиноведение". И когда оказался в эмиграции, он продолжал выступать с демонстрацией коллекции, чтобы русская молодежь, которая жила теперь во Франции, запомнила Россию такой: страной с уникальной природной красотой, мощными инженерными сооружениями, сильной промышленностью. Это, наверное, меня больше всего поразило: преданность своему делу и отношение к своей стране.
Беседовали и подготовили к публикации Кирилл Горшенин и Анастасия Самойленко