Общепримиряющая, казалось бы, тема погоды все чаще становится причиной серьезных дискуссий. Вот в Париже открылась конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. А месяцем ранее оживление в Сети вызвали слова академика РАН Владимира Мельникова о начале 60-летнего "холодного цикла". Так потепление или похолодание идет по Земле?
Календарная зима на старте и московский мокрый снежок — вполне себе декабрьский. Хотя никто не гарантирует, что к середине декабря погода не вернется в сухой и теплый октябрь и все вновь будет по Пушкину: "Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе". А могут и якутские морозы вдруг жахнуть, испытывая на прочность расслабившихся коммунальщиков. А может… Да, в сущности, с погодой может быть сегодня все — привычный ее "сезонный формат" все чаще дает сбои.
При этом разгуле погодных аномалий любые "сигналы" с реперными словами: "тепло", "холод" и "глобальный" и со ссылкой на ученых мужей воспринимаются как усилители личных впечатлений. Или — как наглое вранье. "Ну да, как же, глобальное потепление они выдумали!" — ругались в прошлые зимы теплолюбивые европейцы, откапывая из многометровых сугробов свои авто.
Увы, многие часто путают погоду и климат. Погода — это то, что за окном сегодня, ну и еще завтра — процентов на 97-98, как свидетельствует директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. С каждым последующим днем точность прогноза падает на 2-3 процента, а предсказать, что будет на дворе через семь дней, — можно уже с большими "натяжками".
"Последние три десятилетия были самыми теплыми на Земле с 19 века, а прошлый год -рекордно теплым, — рассказал "Столетию" директор Института физики атмосферы (ИФА) им. А. М. Обухова, член-корреспондент РАН Игорь Мохов. — Общая тенденция потепления на планете в масштабе столетия не исключает по местам сильных морозов, чередующихся с резкими оттепелями. 2015 год обещает быть еще теплее. Это связано еще и с повторяющимся раз в 3-4 года явлением Эль-Ниньо.
Так называются положительные температурные флуктуации поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана. С Эль-Ниньо, максимальное развитие которого обычно достигается к Рождеству, связывают сильнейшие погодные аномалии в разных регионах Земли".
Но это опять про погоду. А что же все-таки творится с климатическими циклами на Земле?
СМИ полнятся заголовками типа: "Глобальное потепление остановилось", "Европу ждет новое оледенение". Предсказаниями нового ледникового периода прославился несколько лет назад завсектором космических исследований Пулковской обсерватории Хабибулло Абдусаматов. Согласно его прогнозу, пик всемирного похолодания наступит в 2055 году. Вторит пулковскому ученому японский океанолог Мототака Накамура, прогнозирующий глобальное похолодание с нынешнего года, а в ближайшие пару лет и вовсе смену климатических поясов!
Читая в СМИ подобные сообщения, как правило, снабженные апокалиптическими картинками, обыватели сразу же представляют себя на месте героев блокбастеров типа "Послезавтра". Хотя, заметим, даже в этих прогнозах речь идет именно о "малой ледниковой эпохе".
"В столетнем временном масштабе процесс глобального потепления продолжается, — продолжает Игорь Мохов. — Однако на этом фоне проявляются межгодовые и междесятилетние колебания климата. Признаки замедления потепления в начале 21 века связывают с прохождением через максимум 60-летнего цикла. В этом случае в ближайшие пару десятилетий мы можем ощутить локальное похолодание по сравнению с предыдущими самыми теплыми десятилетиями.
Но для подтверждения того, что речь идет именно о таком цикле, а не более короткой волне, нужны дальнейшие наблюдения. В целом, можно констатировать, что климат стал, как говорят, более "нервным".
Получается, опять мы имеем дело с суммой неопределенностей! Неужели же нет какого-то точного показателя — холод движется на Землю или тепло? Таким маркером вроде бы считается состояние ледовых масс на полюсах. Но и здесь наука не выносит однозначного вердикта.
"Арктические морские льды тают в последние годы стремительно, — говорит Игорь Мохов. — При этом в Антарктике площадь морских льдов нарастает. Эта неодномерная картина еще до конца не осмыслена. Согласно нашим предварительным оценкам результатов палеомоделирования, следует ожидать таяния и антарктических морских льдов при дальнейшем усилении глобального потепления.
Говоря про климат, трудно обойти сакраментальный вопрос о "глобальном потеплении" и его причинах. Спор на эту тему постепенно перерос в мировую "битву титанов". В масс-медиа одни упрекают других в мировом заговоре против развивающихся стран. Пишут, например, что глобальное потепление — "результат активности Солнца, Альберта Гора и Маргарет Тэтчер".
Другие в ответ обвиняют противников концепции global warming в ангажированности со стороны индустриальных гигантов, которым накладно внедрять на предприятиях системы нейтрализации парниковых газов…
"Про климат сегодня говорят все — как про футбол. А поговорив немного, разумеется, становятся крупными "специалистами". В СМИ же наибольшим спросом пользуются самые "экстремальные" климатические сценарии. Вся эта тема совершенно излишне политизировалась — просто "красные и белые" какие-то!
Когда я начинал ей заниматься в середине 70-х годов прошлого века, подобного накала страстей даже близко не было. Так что в ангажированности меня заподозрить сложно. По существу дела: содержание углекислого газа в атмосфере растет с каждым годом. По последним данным, концентрация его достигла знакового порога — 400 молекул СО2 на миллион молекул воздуха. Человечество никогда не жило при таких условиях", — рассказывает Правде. Ру Игорь Мохов.
"Большинство ученых сходятся в том, что климатические изменения будут особенно заметны в высоких широтах, в частности в России. Ведь температурные "качели" у нас летают вдвое быстрее, чем на остальной планете. И амплитуда этой раскачки также гораздо выше.
Огромная территория — наш большой плюс, — констатирует директор ИФА. — У нас никогда не будет жестокой засухи или сурового мороза по всей стране.
Местами возможны, конечно, крайности, но в части регионов все будет нормально. Различаются тенденции на юго-западе России и ее северо-востоке. В последнем варианте (это почти вся Сибирь и Дальний Восток) количество осадков, по данным столетних наблюдений, ежегодно растет. А в другой стороне — климат, наоборот, становится суше.
Это устойчивые тренды, которые важны при государственном планировании. Но обычному человеку они не столь заметны, в нашей памяти остаются эксцессы: катастрофические наводнения, засухи с пожарами, снег посреди лета. Но по этим явлениям не стоит судить о том, что началось всемирное или даже региональное потепление или похолодание".
"В последнее время достигнут колоссальный прогресс в исследованиях климата, в климатическом моделировании и получении данных, в том числе спутниковых, — продолжает Игорь Мохов.- Но эта система очень сложна, в ней различные процессы и факторы проявляются на разных временных интервалах и для разных регионов. При этом стопроцентные климатические прогнозы принципиально невозможны.
Русский народ веками ориентировался в погодных условиях по приметам, часто сформулированным в поэтической форме: "с Трифона и Пелагеи все холоднее", "со святого Ераста жди ледового наста" и так далее. Получается, что при нынешних климатических "качелях" с приметами нужно распроститься?
"Народные приметы интересны как "реперы", исторические и фольклорные реликвии, но полагаться на них при современных изменениях наивно, — резюмирует директор Института физики атмосферы. — В последние годы возникает слишком много климатических аномалий, которых раньше не было".
Резюмируем и мы: на знания климатологов и опыт предков надейся, но и сам не плошай! Ходишь в шортах? Держи валенки наготове!