БТР "Бумеранг": Огонь на колесах

Развитие военной техники идет непрерывно. Вот и в нашей стране на параде 9 мая 2015 года был показан не только новый танк "Армата", но и бронетранспортер "Бумеранг" — очередная и очень перспективная разработка отечественных конструкторов. Чем он отличается от наших прежних БТР? И в чем его достоинства? Pravda.Ru решила разобраться в этом вопросе.

Расцвет бронетранспортеров начался в годы Второй мировой войны

Сначала немного истории. Не все знают, что первым в Англии появился отнюдь не проект танка, а именно проект машины для транспортировки пехотинцев на поле боя. Машина была гусеничной, поскольку ландшафт его был "лунный" от воронок снарядов, имела броню и пулеметы для огневой поддержки десанта. Проект примитивного БА на 36(!) человек прислали в Россию в годы Первой мировой войны некие "старцы" из Болгарии. Вот даже как — страна воюет против нас, но находятся люди, что пытаются помочь России.

Однако расцвет бронетранспортеров начался не тогда, а уже в годы Второй мировой войны. Особенно популярными они стали в вермахте и армии США, причем машины эти были полугусеничными: спереди рулевые колеса от грузовика, а сзади гусеницы, как на танке. Красная Армия не имела подобных машин, но тут на помощь пришли поставки по ленд-лизу.

Интересно, что база этих полугусеничных машин использовалась и в качестве платформы для различного вооружения. Например, на свои БТР немцы и американцы ставили 37-и 75-мм противотанковые и пехотные орудия, а также зенитные пулеметы, в том числе даже счетверенные! Ну, а после войны у нас появились и колесные бронетранспортеры БТР-60 и гусеничные — одним словом проблема была решена.

Впрочем, совершенствовались они медленно. Например, первые БТР-60 крыши не имели, как и "бэтээры" в годы войны. Но во время боев на острове Даманский оказалось, что это делает их уязвимыми для ручных гранат, и они получили крышу и башню с пулеметным вооружением, кстати — очень мощным, по сравнению с аналогичными машинами других стран мира.

Потом появились модификации "70", "80", "82", "90", но все это были "старые мехи, в которые вливали новое вино", не более.

"Бумеранг" — новое слово в области создания бронетанковой техники

В случае с новой универсальной боевой платформой "Бумеранг", которую впервые показали еще в 2013 году, нужно сказать, что фактически этот проект не что иное, как основание для целой серии многоцелевых бронированных машин высокой проходимости. И все они способны выполнять самые разные задачи, начиная от переброски мотострелков к месту боя и до радиационной разведки местности.

Одним словом, "Бумеранг" — это целый ряд по-настоящему уникальных конструктивных решений за добрый десяток лет, что помогло нашим конструкторам создать не очередной "клон" "шестидесятки", а принципиально новую машину. Словом "Бумеранг" — это совсем другая философия и совершенно новые идеи в области создания бронетанковой техники.

При создании машины конструкторы не просто учли все новые требования к бронезащите. Их, по словам экспертов, во многом пришлось переписать заново. В частности, это касалось идеи размещения двигателя не сзади, а в передней части корпуса — решение, способное обеспечить повышенную защиту экипажу. Ведь двигатель спереди — это та же броня!

Люки для десантирования, которые у "Бумеранга" находятся в корме, — это тоже элементы защиты. Ведь одно дело появляться из люка на крыше машины, да еще под огнем врага, и оттуда прыгать на землю, или высаживаться из люков по бортам, и совсем другое — выходить из машины сзади, пользуясь ей словно щитом. Ну, а модульное бронирование, во много раз увеличивающее живучесть машины в бою, — это тоже и современно и… очень правильно.

Ведь блоки модульной защиты можно не только заменять (если они повреждены в бою), но и наращивать в случае необходимости, тем самым повышая защищенность машины. Ну и вооружение на ней тоже соответствует защите, а как же!

Так, одним из возможных вариантов вооружения, которыми может быть оснащен "Бумеранг", является боевой модуль разработки ОАО "Конструкторское бюро приборостроения". В него входит 30-мм орудие (боекомплект 500 снарядов) и дальностью стрельбы четыре тысячи метров, пулеметом ПКТ с боезапасом в 2000 патронов, а автоматическим гранатометом: набор на сегодня стандартный, но очень эффективный для воздействия на любого противника.

Кроме того, на нем дополнительно можно установить противотанковый комплекс "Корнет", с дальностью действия 10 тысяч метров. То есть "Бумеранг" не просто БТР, вооруженный средствами самозащиты, но система вооружения, способная справляться с самыми разными целями, будь то танк, БМП или БТР, не говоря уже о живой силе противника. На американской БМП "Бредли" есть две пусковые трубы для противотанковых ракет, но пушка имеет меньший калибр, хотя это именно БМП, а не БТР.

Высокая защищенность БТР "Бумеранг"

Кстати, высокую защищенность новому БТР обеспечивает не только современная броня, но конструкционные решения, в частности форма корпуса, которая дает дополнительную защиту от мин. Дело в том, что противоминная защита у советских БТР была проработана далеко не самым лучшим образом. В силу этого наши бойцы почти всегда предпочитали находиться на броне сверху, нежели сидеть внутри десантного отделения.

Получалось, что шансы остаться в живых при наезде на мину были выше у тех солдат, кто были наверху, ну, а те что были внутри, могли серьезно пострадать, а то и вообще погибнуть. Вот они и предпочитали ездить "на" БТР, а не внутри него. И возникает тогда вопрос, а зачем тогда они вообще были нужны, да еще и бронированные?

В Афганистане и Чечне бронетранспортеры часто подрывались на фугасах, которые закладывались вдоль дорог, поэтому при взрыве солдаты могли быстро спрыгнуть с машины и открыть огонь. Солдатам внутри нужно было сначала выбраться наружу через боковые двери, а это было и непросто и требовало времени. С "Бумерангом" такие фокусы уже не пройдут, так как и противоминная защита на нем усовершенствована и выходят из него солдаты сзади, в то время как сама машина уже ведет огонь по противнику.

И это далеко не слова, не текст сообщения из рекламного буклета: дело в том, что наша российская система испытаний бронетехники на подрыв — одна из самых совершенных в мире. То есть все проверено испытаниями на натурных образцах.

Например, у нас проводят испытания на подрыв, когда при помощи пары бронеплит создается направленный взрыв, а заряд используется такой, какой и положено, а не в два раза меньший, как это часто практикуется зарубежными производителями. "Заявленные данные одни, а при испытаниях другие", — отмечает военный специалист, кандидат военных наук Сергей Суворов.

Сегодня мировой рынок военной техники заполнен самой различной продукцией, включая и многочисленные образцы бронетранспортеров. Однако изготовить новый БТР и предложить его потенциальным покупателям — это не значит его продать. Дело в том, что многие из них, по словам экспертов, обладают весьма посредственными боевыми и эксплуатационными характеристиками, тогда как цена у них на уровне самых что ни на есть совершенных машин XXI века!

Причем сегодня, в принципе, любая страна, имеющая пусть даже и не слишком развитую промышленность, вполне может создавать свои собственные БТР и даже предлагать их на рынок. Мотор купим у одной фирмы, пушку у другой, броневые модули — у третьей, потом все это соединим, проведем эффектную PR-кампанию — вот вам и готовый БТР!

Тут все дело решают испытания и опыт боевого применения. Например, испытанные в Афганистане и Ираке канадские БТР LAV-25 и более тяжелые M1126 "Страйкер", по словам специалистов, продемонстрировали слабую защищенность и отнюдь не самые высокие возможности по поражению противника своим оружием.

В то же время российский проект "Бумеранг" тем и хорош, что такая машина уже сейчас может оснащаться не только современным оружием и приборами наблюдения, но и комплексом активной защиты, аналогичным тем, что применяются сегодня на наших танках, что лишний раз повышает их выживаемость на поле боя.

А вот эти-то системы имеют как раз далеко не все, а покупать у других такие "спецсредства" тоже не всегда получается, ведь чаще всего эта "техника" если и предлагается на рынок, то вместе с машиной! Вот и получается, что за по-настоящему совершенной машиной обращаться следует к "профи", таким как те, что создали машину "Бумеранг"!

Также по теме:

Чем сильны самые сильные армии мира

Над "Арматой" приподняли завесу тайны

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить