Наука отнюдь не является чем-то незыблемым и непререкаемым. Одни теории сменяют другие, а первые, в свою очередь, признаются ошибочными… Вот несколько "серьезнейших" научных теорий, которые в далеком прошлом принимались за истину, но впоследствии были развенчаны в связи с получением новых данных, полностью опровергающих старые.
Многие столетия люди были уверены, что небо твердое. Схоласты буквально толковали библейские описания "тверди небесной". Святой Августин описывал эту "твердь" как пространство, поддерживающее облака на сфере огня.
Данных воззрений придерживались и многие средневековые астрономы. К примеру, Коперник писал, что хотя Земля не является центром Вселенной, она является центром тяжести для своей собственной сферы.
Впервые сомнение в существовании гигантской сферы вокруг Земли высказал в XV веке Николай Кузанский. Он также первым выдвинул предположение о бесконечности Вселенной.
Позднее Джордано Бруно начал в своих научных трудах доказывать, что никакой "небесной тверди" не существует. Увы, кончилось это для него плохо… В 1592 году Бруно был предан суду инквизиции за богохульство, и 8 февраля 1600 года его сожгли на костре…
Швейцарский физик XIX столетия Жорж-Луи Лесаж пытался "бороться" с общепризнанной теорией Ньютона, и заявлял, что тела не могут сами по себе притягиваться друг к другу, а гравитация зависит от невидимых частиц, заполняющих пространство между этими телами.
Когда тела бросают тень друг на друга, количество свободно движущихся частиц между ними уменьшается и они сближаются. Чем больше объект, тем больше сила притяжения, так как больший объект дает и большую тень…
Хотя теория относительности Эйнштейна вроде бы поставила на теории теневой гравитации большой крест, о ней долго не забывали. Так, в 1954 году состоялись опыты с маятником Фуко и эффектом Алле, которые якобы привели к результатам, подтверждающим теорию Лесажа, но официальное научное сообщество их не признало.
Орбита Меркурия имеет весьма нестандартную форму, и в XIX веке астрономы не раз пытались разгадать эту загадку. Так, в 1846 году Урбен Жан Жозеф Леверье, предсказавший существование Нептуна, предположил, что за Меркурием есть еще одна планета. Ей дали название Вулкан. Но увидеть эту "дополнительную" планету никак не удавалось…
Наконец астроном-любитель Эдмонд Модест Лекарболь заявил, что наблюдал Вулкан 6 марта 1859 года. Был разработан "график" последующих появлений планеты, но ее так и не дождались… Особенно надеялись на ее появление во время затмения 1878 года.
Самым преданным "фанатом" Вулкана стал Джеймс Крейг Уотсон, пытавшийся построить подземную обсерваторию, которая позволила бы наблюдать за вращением небесных тел средь бела дня. Только когда Эйнштейн смог объяснить странности в движении Меркурия при помощи своей теории относительности, о Вулкане позабыли.
Это заблуждение широко распространилось в 1860-е годы. Суть теории заключалась в том, что вспашка ранее необработанных земель поднимает в воздух частицы свежей почвы, что приводит к дождю. Сначала это был миф, возникший в среде земледельцев после Гражданской войны на юге США. "Дождь следует за плугом", — говорили они.
Впоследствии директор американского геолого-географического исследования территорий Фердинанд Хайден подвел под миф научную основу. Он объяснял засухи в центре страны тем, что влага не могла выйти из почвы, так как земля в этих районах не обрабатывалась. В результате люди стали переезжать в более засушливые районы и распахивать там участки земли, надеясь на то, что это привлечет туда дожди.
Выиграли от этого продавцы недвижимости и строители железных дорог. В ХХ веке землю даже пытались взрывать динамитом, чтобы заставить влагу взметнуться в воздух. Вера в странную теорию сохранилась вплоть до 1930-х годов.
Еще в 450 году до нашей эры Алкмеон Кротонский объяснил механизм зрения тем, что человеческий глаз содержит некий "огонь", и исходящие из него лучи регистрируют объекты окружающего мира, возвращаясь затем обратно в мозг. Эту тему впоследствии развил Платон.
В нее верили Евклид и Лукреций, и только в XIII столетии стали популярными переводы трудов исламского ученого X века Ибн аль-Хайтема (Альхазена), который ставил теорию "эмиссионного зрения" под сомнение. Он, например, утверждал, что если бы наши глаза пронизывал огонь, то они не болели бы при взгляде на солнце, и мы не могли бы видеть звезды, так как одна пара глаз была бы не в состоянии удержать столько огня.
Альхазен выдвинул гипотезу, согласно которой наши глаза получают информацию благодаря свету, который в них попадает… Это уже куда ближе к современным теориям.
Также по теме:
Управлять хаосом и моделировать будущее