Международный кинофестиваль научно-популярных фильмов "Мир знаний" прошел в Санкт-Петербурге. На нем побывал известный писатель, постоянный автор Pravda.Ru Владимир Губарев. Владимир Степанович, который был там председателем жюри, рассказывает о последнем диком лесе в Европе, главной угрозе из космоса и мести микробов за изобретение антибиотиков.
Кинофестиваль фильмов, посвященных науке, — это пиршество неожиданных идей, знаний, фантазий и поисков приключений. Именно так я воспринимал все, что происходило в Санкт-Петербурге на очередном международном кинофестивале научно-популярных фильмов "Мир знаний". Те, кто побывал на просмотрах фильмов, не сомневаюсь, согласятся со мной, так как их авторы вводили нас в удивительный мир птиц и квантов, морских обитателей и бактерий, психологических опытов и формул, островов в Арктике и галактик. Безбрежный мир науки открывался нам своими тайнами, и их, как и положено, было несметное множество. Это было очень интересно!
В своем обращении к участникам и гостям фестиваля его президент директор Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, в частности, отметил, что "увлеченная наукой, новейшими технологиями молодежь — залог процветания и безопасности нашей страны". Его поддержали не только коллеги-ученые, но и общественные деятели, политики, деловые люди, которые поддерживают уже традиционный для Северной столицы кинофестиваль. А председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков выделил его из остальных, подчеркнув: "чтобы объяснить широкой аудитории, что такое квантовая физика или генная инженерия, нужны особые люди — талантливые именно в области популяризации, обладающие обширным багажом знаний, которые необходимы, чтоб рассказать о том, насколько интересен и сложен мир вокруг, расширить мировоззрение".
Кинофестиваль "Мир знаний" в полной мере оправдал надежды всех. Перед нами на экране предстал мир Земли и Космоса, в котором нам суждено жить. Его грани столь необычны и даже фантастичны, что порой трудно поверить в их реальность. Однако смотрите внимательно на экран, если хотите увидеть чудо. Оно снято талантливыми людьми, живущими в разных уголках планеты.
35 миллионов лет назад самый большой остров отделился от материка и начал свое путешествие на юг. Животный и растительный мир этого острова начал развиваться по-особому, и вот теперь, уже в наше время, мы можем его увидеть, познать и открыть. Это фильм "Австралия: путешествие сквозь эволюцию".
И тут же следом на экране появляется большой адронный коллайдер, в создании которого принимали участие почти 10 тысяч ученых из 100 стран. Этот грандиозный эксперимент был задуман ради того, чтобы "поймать" крошечную частицу бозон Хиггса и было совсем неясно, существует она или нет. А без нее физики пока не могут понять, как произошла Вселенная…
Впрочем, не менее загадочны и микробы, которые начинают мстить человечеству за то, что люди изобрели антибиотики. И пока неясно, что в сражении между ними окажется победителем.
А американские кинематографисты вводят нас в мир энергии. Они пытаются определить, что именно способно заменить нефть — ветер и солнце, уголь или морские приливы, подземные воды или атомная энергия? Вопросов много, но четких и точных ответов пока нет.
Кинофестиваль хорош тем, что в течение одного дня он переносит вас из настоящего в будущее, а потом стремительно возвращает в прошлое. И такое чередование сюжетов, эпох и персонажей помогает лучше понять разнообразие окружающего мира.
За один день можно было узнать, сколь велико влияние голландцев на Россию. Именно они помогли создать первый у нас госпиталь, музей, ботанический сад, первую почту, оружейный завод в Туле, Летний сад и разводные мосты. "Голландцы в России. Окно из Европы" — название фильма точно передает его содержание. Так что вопреки историческому стереотипу, не только мы "прорубали окно в Европу", но и голландцы шли нам навстречу.
А теперь ученые Голландии работают в Китае. Именно там они пытаются решать сложнейшие проблемы генной инженерии. Эксперименты по клонированию свиней, конечно же, весьма интересны, но невольно задумываешься о том, что физиология их близка человеческой, и не скрывается ли за таким сотрудничеством с Китаем попытка обойти жесткие законы, принятые в Европе, по клонированию человека?!
Так что любознательность подчас заставляла задумываться о судьбах науки и ученых, что, впрочем, всегда свойственно настоящему научно-популярному кино, которое активно откликается на запросы современного общества.
Как и всегда, на фестивале было представлено много фильмов, рассказывающих о Природе и о взаимоотношения человека с ней. Всем зрителям, которые заполняли залы кинотеатров, где проходил фестиваль, наверняка запомнятся кадры о том, как одинокий пингвин бредет по бесконечной белой пустыни, как агрессивна рыба-лев, как выживает под Москвой чомга, как брачуются гоголи — уникальные утки, живущие на одном из островов Белого моря.
Кинорассказов о живом мире было много. Безусловно, все они вызывают интерес, так как сделаны с любовью к нашим меньшим братьям. Да и современная техника позволяет сделать эффектные и необычные съемки. Однако фильм, удостоенный "Гран-При имени Сергея Капицы", на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Это "Последний лес Средиземноморья". Артуро Менор — режиссер, автор и оператор фильма. Молодой испанец не мог найти средств на съемки заповедника, который находится на границе с Севильей. Это единственное место в Европе, где сохранилась дикая природа. А так как территория заповедника сужается, цивилизация ведет на него наступление, то Артуро Менор решил запечатлеть "последние годы жизни" этого региона.
Он обратился к соотечественникам, и более трехсот испанцев перечислили средства на съемки. Артуро оправдал их ожидания: четыре года он работал над фильмом. И ему удалось, казалось бы, невозможное: он снял жизнь императорских орлов, пиренейских рысей и волков, буйволов и кроликов, — всей живности этого удивительного оазиса дикой природы, еще не уничтоженной человеком. Фильм смотрится с величайшим напряжением, и каждый из нас с волнением следил за судьбой его героев. И, конечно же, образ рыси, удивительны образом выживающей здесь до сих пор, нельзя забыть — слишком уж знакомы каждому из нас те трудности и страсти, что переживает она…
Нельзя представить современный кинофестиваль, посвященный достижениям современной науки, без космической тематики. На нынешнем "Мире знаний" было представлено два фильма — "Космическая свалка" (студия "Лавр") и "Алексей Леонов. Прыжок в космос" (телестудия Роскосмоса).
Засорение космоса отработавшими свое спутниками, ступенями ракет, всевозможными обломками, — все это реальность и величайшая опасность. Но как бороться с космическим мусором, как наблюдать за ним, как предотвращать столкновения и, наконец, как вновь "очистить" околоземные орбиты? Все это исследуется в фильме, анализируется, ну, а выводы доводятся до зрителя, отчасти успокаивая его. Все-таки не исключено, что однажды из космоса на нас обрушатся не метеоритные дожди или какой-нибудь шальной астероид, но и вполне объемный рукотворный обломок. Если попадет он в крупный промышленный центр, на химический завод или порт, то катастрофа будет сравнима с цунами или взрывом в Чернобыле. О том, что делают инженеры и специалисты, связанные с исследованием космоса, для предотвращения подобных катастроф и рассказывает фильм. Пожалуй, одним из недостатков — это отсутствие "реальных" съемок, их заменяли компьютерные, что не могло не сказаться на убедительности многих кадров. Тем не менее, фильм был принят зрителями с интересом, о чем свидетельствовали его обсуждения после просмотра.
Однако особое место на фестивале "Мир знаний" занял фильм "Алексей Леонов. Прыжок в космос". Он был отмечен двумя специальными призами. Один присудило жюри фестиваля, а второй — коллектив Публичной библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Наверное, не один десяток фильмов создано о первом выходе человека в космос и о прославленном нашем космонавте. Казалось бы, подробно рассказано о том, с какими неожиданностями столкнулся Алексей Леонов во время своего полета, сколь драматическими были минуты посадки корабля и его приземление в тайге. И разве можно найти что-то новое? Автора фильма и прежде всего сам Леонов доказали, что если чуть иначе взглянуть на героическое прошлое, то оно обязательно высветится новыми гранями. Так и случилось на этот раз. Главный герой фильма предстал перед зрителями очень простым, доступным и понятным человеком. Он рассказывал о своем полете столь откровенно и честно, что не оставалось сомнения — величие подвига зависит от величия человека. Как известно, Леонов прекрасный художник. И тут он признается, что не хотел быть летчиком и космонавтом, а мечтал стать профессиональным художником. К счастью, "изгиб жизни" позволил не только стать легендарным космонавтом, но и легендарным художником, который смог передать на своих полотнах удивительную красоту космоса.
В фильме много рассказывается о программе "Союз-Аполлон", о совместном полете космонавтов и астронавтов в далеком уже 75-м году, о той дружбе, что завязалась тогда и которая не прерывается и сегодня. О полете двух экипажей, о подчас драматических событиях на орбите и на земле рассказывается откровенно и столь детально, что даже участникам и свидетелям того исторического полета не менее интересно следить за ним, чем тогда. Фильм еще раз доказывает простую истину: дружба и сотрудничество двух великих народов намного важнее, справедливей и дороже, чем попытки отдельных политиков через санкции заставить нас думать иначе.
Читайте также:
Стоунхендж построила сама природа
Погода и природа ставят рекорды
Природа убила древний дуб Марии-Антуанетты…