Любая страта людей, объединенная корпоративной принадлежностью, всегда стремится выделиться. В древности для этого прокалывали носы, вставляли куски дерева в губы, не говоря о многочисленных татуировках. Сейчас все более гуманно: общность той или иной группы подчеркивает одежда определенных цветов или украшенная соответствующими цветными узорами.
Так легендарные спартанцы носили туники, окрашенные в ярко-красный цвет и такие же плащи для того, чтобы на этой одежде не видно было крови. Римляне, многое заимствовавшие у греков, хотели поступить точно также, однако красной краски хватило только лишь на туники у центурионов, а синей — на легионеров морской пехоты. Рядовые легионеры носили одежду цвета неотбеленного полотна, зато сенаторов отмечала пурпурная полоса на тоге. А вот идея облачить в одинаковую одежду рабов — экономически вроде бы очень выгодная, — в Риме не прошла из-за опасения, что рабы увидят, как их много, и тогда непременно взбунтуются.
Позднее, во времена раннего средневековья, каждый одевался, кто во что горазд. Однако память о том, что воины должны носить нечто особенное сохранилась, вот только узнать нам о тех временах не так-то легко, даже когда о них снимается… "историческое кино". Например, в 1995 году был создан художественный фильм "Храброе сердце" (режиссёр и исполнитель главной роли — Мел Гибсон) и именно этот фильм во многом создал нынешний образ героя Шотландии Уильяма Уоллеса в массовом сознании, хотя он сильно отличается от реального прототипа. Уильям почему-то представлен крестьянином, который сражается без доспехов, и т. п., но самое главное, что в кино он носит килт! А килт появился намного позднее! Зато он не носит желтой боевой рубашки, отличавшей в Шотландии воинов. Причем, если знать окрашивала её шафраном, то простолюдины делали то же самое… лошадиной мочой!
Читайте также: Все тайны красного цвета
Появление массовых армий поставило на повестку дня вопрос униформы. Первоначально её заменяли нашитые на одежду кресты. Вот и у рыцарей-крестоносцев в самом начале крестовых походов на Восток кресты были разных цветов, но после первых двух крестовых походов, начиная с 1189 года, красный крест стал знаком крестоносцев-французов, белый — англичан, черный — немцев, желтый — итальянцев, а зеленый — бельгийцев. Впоследствии цветовая гамма крестов вновь изменилась, и теперь уже у англичан на одежду нашивался красный крест, а у французов с начала XIV в. — белый. Косой красный крест стал эмблемой герцогства Бургундия, с которым французским королям долгое время пришлось вести тяжелую войну, а косой белый приняли шотландцы. Даже, когда у рыцарей появились так называемые "белые доспехи" из блестящей стали, и мода носить налатные одежды прошла, кресты все еще рисовали на отдельных деталях защитной брони. Прежде всего, для этого использовали так называемые палетты или пластроны — специальные металлические пластины, предназначавшиеся для того, чтобы защищать подмышечные впадины.
В Японии уже в 1600 году на поле боя выходили целые подразделения воинов, одетых в доспехи одинакового покроя и цвета. Так, например, сторонник принца Иэясу Токугава Ии Наомаса был известен как командир подразделения "акаони", или "красных дьяволов". По совету Иэясу, он облачил всех своих самураев и асигару в красные лакированные доспехи. Подобный униформизм (что было редкостью для феодальной Японии), а также красный цвет доспехов уже сам по себе оказывал сильное психологическое воздействие на противника.
Читайте также: Мельница мифов: художники не лгут?
Про европейскую военную униформу рассказывать смысла нет: тема эта хорошо известна. Зато о корпоративных цветах различных радикальных организаций информации значительно меньше. Причем удивительно, что различались они в основном почему-то цветом рубашек. А вот почему рубашки, и почему для своей форменной одежды они выбрали тот или иной цвет?! Например, члены индийской фашистской организации, а в Индии была и такая, и называлась "Индийская СС", носили черные шапочки и форменные зеленые рубашки, являвшиеся характерной принадлежностью многих тогдашних индийских праворадикальных организаций.
Другие правые радикалы в 30-40 годы прошлого века носили форменные рубашки самых разных цветов: румынские железногвардейцы и члены датской "Консервативной молодежи" — зеленые рубашки с черными галстуками; еврейские бейтаровцы, немецкие, болгарские и датские национал-социалисты — коричневые; итальянские фашисты — черные (хотя первоначально — красные — в честь "краснорубашечников" Гарибальди, и синие); русские фашисты Родзаевского — черные; русские фашисты Светозарова — белые с черными галстуками; русские фашисты Вонсяцкого — защитные; испанские фалангисты, чанкайшисты, ирландские фашисты-католики и французские франсисты — синие; английские фашисты — черные; ну, а в США существовали "Серебряные рубашки", а в Мексике — "Золотые рубашки". Вот даже как! А ещё в Индии было "Братство шафранного облачения" (ярко-желтого), или "кинжальщики", физически устраненявшее своих политических противников.
Обратившись к истории, мы можем объяснить выбор цвета у многих таких организаций. Но вот почему в богатых США были "Серебряные рубашки", а в бедной Мексике "золотые", сумел объяснить бы, наверное, только сам Зигмунд Фрейд!
Читайте также: Выяснено, почему светлая одежда "полнит"
Зато в годы гражданской войны в Испании среди республиканских добровольцев самой популярной одеждой сделался американский джинсовый синий комбинезон "моно". Опять-таки не военная форма, а именно рабочий моно, тогда как в СССР головным убором юных пионеров стала испанская пилотка с красной кисточкой. Кстати, со временем униформа появилась ведь даже и в детских внешкольных организациях. И лучший пример — именно советская пионерская организация им. В. И. Ленина и германский Гитлерюгенд. Ну, а про школьную образовательную систему нечего и говорить: тут униформу приняли повсеместно, включая даже такие страны, как Китай и Японию. Здесь униформа в средней и старшей школе традиционно состоит из одежды в военизированном стиле для юношей и матросок у девушек. Эта форма основана на военном костюме периода Мэйдзи, смоделированного на основе европейской морской формы. В то же время сегодня многие школы переходят на школьную форму, схожую с той, которую носят в приходских школах. Она включает в себя белую рубашку, галстук, свитер с гербом школы и штаны у юношей, и белые блузки, галстуки, свитеры с гербом школы и клетчатые шерстяные юбки у девушек.
Причем, японская форма для мальчиков — гакуран, происходит от прусской военной униформы, и может быть черного, коричневого или темно-синего цвета. А вот форма для девочек — сэра фуку, есть не что иное, как популярная в конце XIX — начала XX века женская матроска (заимствованная, кстати, из Англии!) с плиссированной короткой юбочкой и отложным воротником. В каждой школе матроска своя и по своей популярности в Японии эта одежда вне конкуренции! Сегодня даже взрослые женщины надевают матроски, потому, что "такова мода", а стиль "кокетливой школьницы" самый популярный среди всех прочих. Достаточно вспомнить популярный японский мультик "Сейлормун" — "Луна в матроске", чтобы понять — "матроска и девушка" в этой стране сегодня превратились в синонимы. Не удивительно, что многие японские девочки носят форму, или одежду, которая ее напоминает, даже по выходным и после школы, а менеджеры фирмы "Одзакиседзи", одного из крупных производителей школьной формы в Западной Японии, свидетельствуют о том, что спрос на нее растет, хотя общее число школьников… сокращается. Внезапно стало чрезвычайно престижно быть ученицей средней школы, отмечает The Wall Street Journal.
Так что разговоры о том, что школьная форма "позволяет детям не выделяться", есть не что иное, как полная глупость. Как и чем выделиться среди других, дети (и их родители!) придумают всегда! Другое дело — "корпоративный дух" и… мода! Так что хорошо придуманная форма это всегда хорошо: и в школе, и в офисе, и… среди членов какой-нибудь политической организации. Она как бы говорит окружающим: "нас много и мы едины во всем", включая и мысли и… одежду!