Медсестер подготовят "умные" манекены

Российские медики будут лечить роботов

В начале февраля в России открылся первый симуляционный центр для подготовки медицинских сестер. Центр основан при Высшей медицинской школе (ВМШ). Там будущие медсестры смогут отрабатывать навыки ухода за больными на манекенах. Можно сказать, что это даже не манекены, а настоящие роботы: они могут имитировать реакции настоящих живых пациентов.

Следует заметить, что в последнее время симуляционное обучение стало уже нормальной составляющей практически любого профессионального образования и различных курсов повышения квалификации. На симуляторах обучают пилотов, водителей автотранспорта, сотрудников служб спасения и прочих специалистов, которым часто приходится действовать в экстремальных ситуациях. В данном случае причина такого "увлечения" симуляционным обучением вполне понятна — в реальности создать экстремальную ситуацию для отработки действий специалистов достаточно сложно. Но еще сложнее сохранить при этом жизнь и здоровье самого обучающегося, и чтобы необходимые навыки для действий в чрезвычайной ситуации он все-таки получил.

Читайте также: Полет виртуальный — тренировка реальная

Впрочем обучение с использованием симуляторов необходимо и представителям вполне мирных профессий, от которых зависит жизнь и здоровье людей — например, врачам и медицинским сестрам. Действительно, ведь всем, кто работает в медицинской сфере, нужны не только специальные знания, но и навыки работы с реальными пациентами. Беда в том, что получить эти навыки, не травмируя при этом больных (которым и без того плохо), достаточно сложно.

Неопытный же хирург или неумелая медицинская сестра могут быть куда более опасны для пациента, чем сама болезнь. Истинность последнего заявления автор этих строк может подтвердить на истории из собственного опыта — когда несколько лет назад мне довелось лежать в больнице, я, как и все пациенты нашей палаты, просто смертельно боялся одной медицинской сестры, которая все процедуры проводила так, что потом больному требовалось дополнительное обезболивающее. Любой сделанный ее рукой укол производил эффект ножевого ранения, а поставленная капельница приводила к серьезной травме кровеносных сосудов. Однако на все жалобы пациентов начальство лишь разводило руками, объясняя, что эта дама только-только закончила медицинское училище, опыта у нее нет, а заменить ее некем, поскольку в штате больнице имеется недостаток среднего медперсонала.

В принципе, такой проблемы не существовало бы, если бы в нашей стране медицинских сестер обучали работать с пациентами на симуляторах. Но до последнего времени центров, где проводилось бы подобное обучение, в России просто не существовало. Впрочем сейчас ситуация начала меняться к лучшему, и свидетельством подобных перемен может служить открытие симуляционного центра для среднего медперсонала при Высшей медицинской школе (ВМШ) — подразделения независимой лаборатории ИНВИТРО, крупнейшей в нашей стране частной компании на рынке лабораторной диагностики.

Выступавший на пресс-конференции (пресс-конференция была приурочена к открытию симуляционного центра) эксперт - руководитель симуляционного обучения компании "Рипл" Дмитрий Марунов, отметил: "От того, насколько хорошо подготовлен средний медперсонал, зависит многое. Вот вам простая статистика: доказано, что если рабочее место медицинской сестры организованно правильно, то смертность в клинике сокращается на 13 процентов. Если штат среднего медицинского персонала правильно укомплектован, то смертность сокращается на 11 процентов.

Если каждый член команды среднего медперсонала правильно подготовлен — смертность сокращается на 10 процентов. Ну а если в клинике выполнены все три условия — тогда смертность сокращается на 30 процентов. Небольшое пояснение — когда я говорю о смертности, то имею в виду случаи гибели больных от неправильного ухода за ними, которые происходят почти исключительно из-за некомпетентности медсестер. Как видите, грамотная и компетентная медсестра важна для любой клиники не меньше, чем опытный врач.

Так вот, все навыки ухода за больными, оборудования своего рабочего места и взаимодействия друг с другом специалисты из среднего медицинского персонала могут получить при стимуляционном обучении, причем достаточно быстро. Надо сказать, что первые симуляторы появились длятого, что бы обеспечить безопасность пациента — это достигается тем, что на симуляторах врачи и медсестры могут делать то, чего нельзя отрабатывать на живом человеке. Но при этом симуляционное обучение, без сомнения, не является панацеей и не заменяет другие формы обучения. Однако оно является важным этапом подготовки специалистов, можно сказать — последним этапом перед тем, как специалист подойдет к постели настоящего больного".

Так что же представляет собой симуляционное обучение медицинских работников и что для него нужно? Это своеобразный тренинг, в ходе которого медсестры ухаживают за манекенами больных и отрабатывают на них выполнение различных процедур. Однако данные манекены — это не просто куклы, напоминающие человека лишь по своему строению. Внутри они снабжены электроникой, благодаря которой каждый манекен может воспроизводить реалистичную реакцию больного на то или иное действие медсестры. Он может дергаться, кричать и плакать от боли, дышать, разговаривать с медработником — словом, ведет себя как нормальный среднестатистический больной.

Но кто наделяет манекен подобной способностью? Дело в том, что данные симуляторы подключены по беспроводной сети к планшетному компьютеру SimPad, который и программирует их поведение. Более того, во время обучения за происходящим следит оператор, который при надобности может ввести новую программу, и манекен во время проведения другой процедуры поведет себя совсем не так, как раньше. Кстати, именно операторы и обеспечивают разговор манекена с медицинской сестрой.

Более подробно о том, как именно происходят уроки в Симуляционном центре ВМШ рассказала преподаватель Высшей медицинской школы Надежда Косцова: "Перед началом тренинга всегда происходит брифинг, где студенту рассказывается ситуационное задание, перечисляются алгоритмы его выполнения, после чего обучающийся входит в кабинет, оборудованный как реальная палата или лаборатория. Эта комната совершенно закрыта, даже окна в ней занавешены. За действиями обучающегося следит камера, что транслирует изображение на экран, перед которым сидят эксперты из числа преподавателей.

Во время тренинга оператор может изменять при помощи планшета SimPad состояние пациента — в зависимости от действий медсестры оно может улучшаться или ухудшаться. В принципе, при совсем уж грубых ошибках пациент может и умереть. В этом случае признается, что студент действовал неправильно. Тогда на дебрифинге после окончания тренинга происходит подробный анализ ситуации — это нужно для того, чтобы обучающийся понял, где и в чем он ошибся. Но даже в случае нормального выполнения задания дебрифинг все равно нужен — во время его проведения студент может задать накопившиеся у него при тренинге вопросы, получить на них ответы, а также рассказать о своих ощущениях — это тоже очень и очень важно, как для обучающихся, так и для преподавателей".

Надежда Григорьевна так же отметила, что главное условие при проведении дебрифинга — это доброжелательность. Во время "разбора полетов" преподаватели стремятся указать студенту на его ошибки и стимулировать обучающегося их исправить, а не унизить его грубыми замечаниями, которые могут подорвать у будущей медсестры уверенность в себе. С моей точки зрения, подобная тактика возможна только потому, что обучение происходит на симуляторе, а не на живом человеке, за состояние которого наставники студента, конечно же, беспокоятся — что зачастую и ведет к резкой и излишне эмоциональной оценке действий студента.

Ну а как оценивают подобные методы обучения уже давно практикующие медсестры? На самом деле весьма и весьма одобрительно. Выступавшая на пресс-конференции член правления Российской общественной организации медицинских сестер Маргарита Косыгина, медсестра с пятидесятилетним стажем работы, отметила: "Сестринское дело является одновременно наукой и искусством. И без навыков работы руками здесь не обойтись. А в современных условиях у медсестер просто не хватает времени и возможностей на прохождение полноценной практики в лечебном учреждении. То есть с теорией-то все в порядке, а с практикой — увы, нет. Поэтому возможность практики в таком симуоляционном центре, по моему мнению, — это самый лучший выход из ситуации. Честно говоря, нам просто необходимы подобные центры, и я хочу, чтобы их становилось больше".

Читайте также: Биопринтер сможет напечатать любой орган

Итак, как видите, симуляционное обучение действительно способно исправить многие недостатки в современной подготовке среднего медицинского персонала. Работая с "живыми" манекенами, медицинские сестры смогут получить все необходимые им навыки для ухода за настоящими больными. А это приведет к тому, что эффективность лечения и выживаемость пациентов, с которой в последнее время в России дела обстоят не очень хорошо, стремительно улучшится и в будущем больным уже не придется бояться неопытных медсестер…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить