Давно установилено, что недостаток образования чреват болезнями и депрессией. Испытывая недостаток знаний и не имея соответствующих "корочек", человек чувствует себя неуверенным в себе и в завтрашнем дне, от чего легко впадает в тоску. Удивительно, но обратная сторона медали оказалась ничуть не лучше — избыток образования тоже ведет к неврозам.
Ученые уже давно установили, что недостаток образования чреват болезнями и депрессией. Связь этих явлений не очевидна, но, как ни странно, она существует. Испытывая недостаток знаний и не имея соответствующих "корочек", человек становится раздражительным, испытывает постоянную тревогу, легко впадает в тоску. Объясняется это просто: в современном обществе не имеющий высшего образования человек часто испытывает неуверенность в себе, что приводит к трудностям и на работе, и в социальной жизни.
Читайте также: Родиться умным вряд ли возможно
Малообразованный редко может рассчитывать на карьерный рост (хотя история знает исключения), к тому же нельзя отрицать "статусность" образования в обществе. Словом, терзания людей, ощущающих нехватку образования, вполне понятны. По прикидкам специалистов, недостаток образования в два раза увеличивает риск депрессии — хотя это зависит от склада личности и места проживания испытуемых.
Но кто бы мог подумать, что обратная сторона медали окажется ничуть не лучше! Оказалось, что избыток образования ведет к тому же самому дефекту. Ученые из Гентского университета (Бельгия) выступили с таким заявлением на ежегодном съезде Американской социологической ассоциации. В их исследовании приняли участие 16 тыс. человек в возрасте от 25 до 60 лет из двух десятков стран Европы. Оказалось, что "чересчур образованные" индивидуумы тоже страдают от стресса и чувства неудовлетворенности. Вероятность получить какой-нибудь невроз у них довольна высока, и вполне сравнима с вероятностью депрессии у "недообразованных".
Необходимо уточнить, что такое "избыток образования". Бельгийские исследователи сопоставляли уровень образования человека с его нынешней работой и уровнем зарплаты. "Избыток образования" означал, что квалификация сотрудника выше, чем требовалось на его текущей должности. Причина депрессии и других невротических расстройств в данном случае вполне ясна. Человек не может применить свои умения на практике, отчего, возможно, ощущает себя ненужным. У него появляются мысли вроде "Зачем я учился?", "Какой смысл был тратить столько сил и времени на то, что никогда не понадобится?".
Как резюмирует Пит Брейк, профессор социологии Гентского Университета, причина высоких рисков психических нарушений заключается в невозможности использования всех приобретенных навыков, полученных при длительном обучении. Социологи добавляют: рынок труда слегка "отстал" от растущего повышения качества образования. Кроме традиционных институтов и коллеждей рынок образования сегодня предлагает массу различных курсов и тренингов, методики обучения также активно развиваются — появляются формы кейсов, практических занятий, практикумов. Но при всем этом разнообразии человеку, который вложил в свое обучение деньги, время и труд, все равно негде приложить полученные им умения.
Прогнозы ученых не слишком радужные. Ситуация может разрешиться двумя путями, утверждают они: либо рынок труда подтянется за образованием, однако это требует больших социально-экономических перестроек общества. Второй вариант — современное образование ждет кризис, поскольку люди перестанут понимать, зачем они учатся.
Читайте также: Позитивное мышление доведет до… депрессии
Интересно однако, что несмотря на такую очевидную невостребованность на рынке труда, престижность высшего образования в развитых странах продолжает расти. Появилась тенденция получать по два, даже три высших образования до 30-35 лет — специалист с одной-единственной "вышкой" уже выглядит едва ли не отстающим. Значит ли это, что возможен третий путь развития ситуации, и в будущем нас ждет поколение высокообразованных и глубоко депрессивных людей?
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"