Одни считают, что музыка появилась из ритма, который помогал танцорам в ритуальных плясках, другие — что она возникла как синхронизатор движений при общей работе. Однако недавно двое американских ученых высказали предположение о том, что появление музыки связано в первую очередь с ее способностью сплачивать людей, объединять их общим настроением.
Известно, что музыка, как и другие виды искусства, родилась на заре цивилизации. Музыкальные инструменты каменного века представляли собой специально обработанные кости мамонта, которые издавали звук при ударе, костяные дудочки. Неудивительно, что одна из теорий гласит, что музыка появилась как дополнение к танцу — поэтому главенствующую роль в ней первоначально исполнял ритм, который помогал танцорам не сбиться. Другая гипотеза утверждает, что музыка сформировалась как подспорье в трудовой деятельности человека. Здесь основная роль тоже принадлежит ритму — под него было легче выполнять согласованные движения.
Широкое признание получила и лингвистическая теория происхождения музыки, в которой рассматривается ее интонационная связь с речью. Эта теория объясняет, к примеру, почему тягучая восточная музыка так непохожа на ритмичную западную. В традиционной китайской, тайской и вьетнамской музыке используется сравнительно много понижений и повышений тонов.
Читайте также: Музыка синхронизирует умы
То же самое можно сказать и о родных языках представителей этих культур. Как в речи, так и в музыке этих народов используется мало коротких мелодических интервалов (меньших, чем большая секунда) — то есть редко ставят подряд две ноты, расположенные рядом. Интонации этих языков для непривычного слушателя тоже буквально "скачут" или "плавают". Зато в западной музыке, как и в западных языках, преобладают короткие интервалы — один-два полутона, то есть меньше или равные большой секунде. При этом сам звуковой узор фразы более ровный.
Чарльз Дарвин считал, что музыка является сексуальной приманкой. Соперничество самцов за самку велось на разных уровнях: кто лучше побеждает врагов, кто более хозяйственный, ярче выглядит — и, конечно же, более голосист! А вот психолог и невролог из Колорадского университета (США) Крис Лёрш придерживается другой гипотезы, которую, впрочем, тоже можно назвать "эволюционной". Он и его коллега Натан Арбакл предположили, что музыка была способом сплотить наших предков в одну дружную группу.
Арбакл и Лёрш обращают внимание на объединяющее воздействие музыки. Действительно, это заметно и на "квартирниках" с гитарой, и на рок-концертах в огромных залах. Песня, которые люди слушают и исполняют вместе, заряжает их общим настроением, превращая кучку разрозненных людей в коллектив с единым настроем.
Чтобы проверить свою гипотезу, ученые провели семь серий опытов, в которых приняли участие 879 студентов из разных стран. Экспериментаторы исследовали эмоциональные реакции на музыку и ощущение вовлеченности в группу у слушателей. Оказалось, что те респонденты, на которых музыка воздействовала больше всего, чаще признавались в потребности стать частью коллектива.
"На многих концертах возникает некое чувство общности, действуют правила взаимодействия людей, — говорит Лёрш. — Между людьми образуются широкие связи, все вокруг словно становятся членами семьи. Кто-то на сцене начинает размахивать руками, и все эти люди с широкими улыбками повторяют за ним. Достаточно взглянуть на их лица: сорок тысяч человек связаны воедино музыкой".
Конечно, найденной корреляции недостаточно, чтобы подтвердить теорию. И все же предположение Арбакла и Лёрша похоже на правдивое. Лёрш считает, что в такие моменты музыка связывает даже незнакомых людей, тем самым удовлетворяя их социальную потребность принадлежать какому-то сообществу.
Читайте также: Язык музыки понимают все
"Наша основная мотивация в жизни — быть хорошим членом той или иной группы, — говорит он. Люди чувствуют себя прекрасно, сбрасывая индивидуальность и превращаясь в часть большого целого. Если кто-то не выполняет своих обязательств по этому "общественному договору", его освистывают, и неважно, насколько он при этом хороший музыкант".
Более того, ученые решились на смелое предположение: слушать музыку в одиночестве — это самообман. В действительности, в этот момент мы мысленно взаимодействуем с другими людьми — с теми, кто подобную музыку слушает, а еще с теми, кто ее исполняет. Кстати, одним из наиболее эффективных "коммуникаторов" Лёрш считает Стиви Уандера: "Он просто невероятно хорошо передает эмоции, заставляя вас чувствовать то же, что и он".
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"