Танки спрятались под... крышу!

Развитие современной военной техники в целом, и бронетанковой в частности, идет сегодня столь стремительно и одновременно настолько противоречиво, что это заставляет аналитиков о многом задуматься. В частности — а не подошел ли современный мир к той самой критической точке, когда стоит подумать о том, а стоит ли наращивать вооружения вообще?

В самом деле, даже самые совершенные современные боевые машины сегодня сравнительно легко выводятся из строя относительно простыми техническими средствами, обесценивающими потраченные на них десятки миллионов долларов. Так, обыкновенный заряд взрывчатки, присыпанный камнями, и подорванный в нужный момент легко может вывести из строя самый современный боевой вертолет. А современный танк бессилен против высокоскоростной кинетической тяжелой ракеты с "болванкой" на борту.

То есть, если мы ставим перед собой цель уничтожение танков противника на расстоянии, то… современный танк оказывается просто не нужным! Вместо него с успехом может действовать безбашенная (в прямом смысле этого слова) боевая машина, с системой контейнерного хранения подобных ракет в бортовых отсеках и бросковым запуском по цели. Расположение экипажа — тандемное, водитель и оператор сидят друг за другом по оси корпуса, причем сами ракеты являются своего рода "бортовой броней", ведь они же не содержат взрывчатки. Тут главное помехоустойчивая и высокоточная система наведения и… все. Потому, что от попадания высококинетического боеприпаса не спасет ни активная броня, ни отстреливаемые модульные боевые блоки. Масса и скорость в данном случае решают все!

Читайте также: Дон Румата и танки "Армата"

Напротив, если нам необходим танк — "мастер на все руки", то… без пушки ему просто не обойтись, однако стрелять она должна в первую очередь такими боеприпасами, которыми уничтожается боевая сила противника, а уже сами танки во вторую очередь. Он также должен быть хорошо защищен, потому, что ценность людей, которые такими танками управляют во всем мире повышается день ото дня, и опыт израильского танка "Меркава" и российского перспективного танка "Армата" является тому подтверждением. Ну, а для сугубо полицейских операций сегодня даже и такой танк не нужен, а достаточно высокоскоростной колесной боевой машины с орудием калибра 120-мм и с разнесенным бронированием, чтобы их успешно выполнять.

Однако в борьбе с танками все большее и большее значение приобретает угроза с воздуха. Так, если установленная на шведских танках STRV-103 противокумулятивная решетка из броневой стали в 1992 году. выдерживала попадания четырех ПТУР, то ни одна крыша башни ни одного современного танка таких попаданий не выдержит. Если в годы Второй мировой войны советские штурмовики ИЛ-2, в особенности те, что были вооружены 37-миллимитровыми пушками, пусть и с трудом, но все-таки уничтожали германские танки, то пушка американского штурмовика А-10 по могуществу их уже давно превзошла, так что одной короткой очереди с него будет достаточно, чтобы вывести такой танк из строя, будь то это российская машина или даже собственно американский танк!

А ведь кроме штурмовиков (самолетов и вертолетов) борьба с которыми сегодня в российской армии возложена на следующие вместе с танками ракетно-артиллерийскими установками "Тунгуска". Однако она имеет тот серьезный недостаток, что обозревает воздушное пространство над охраняемой зоной снизу, и, следовательно, зона локации целей у неё существенно ограничивается линией горизонта.

Таким образом, исходя из этого обстоятельства, чуть ли не сама собой вырисовывается конструкция машины-истребителя танков и… вертолетов противника, представляющую собой комбинацию гусеничного шасси и боевого модуля с двумя соосно вращающимися винтами! Изюминкой такого модуля является его внешнее питание по кабелю от электрогенератора, который в свою очередь приводится в действие танковой турбиной.

Радиолокатор на модуле располагается над винтами, а сам он из-за отсутствия двигателя, имеет небольшие размеры. Четыре контейнера для противотанковых или противовертолетных ракет и… все! Находясь в засаде, эта машина может поднять свой боевой модуль, словно старинный наблюдательный аэростат, на высоту до 100 м, что позволит самым значительным образом увеличить обзор оператора её вооружения.

Малые размеры модуля — малая заметность. К тому же сразу после пуска ракет его можно будет легко опустить, притянув его к "машине-матке" за кабель! Главная трудность — обеспечить его высокую прочность на разрыв, однако использование углеродного волокна для изготовления такого кабеля вполне позволяет её преодолеть.

В бою несколько таких машин могут поочередно поднимать и опускать свои боевые модули, обмениваясь при этом информацией между собой, что реально повысит их шансы на неуязвимость на поле боя и одновременно даст возможность более эффективно уничтожать боевые средства противника.

Другой машиной, над которой стоило бы уже сегодня подумать конструкторам бронетанковой техники, может являться аналог "Тунгуски", но только вооруженный модульными боевыми блоками, начиненными множеством стволов с последовательным расположением в них боезарядов по принципу австралийского изобретателя О'Дуаейра. Такая система создает в буквально смысле этого слова "огненный шторм" — сам изобретатель называет её "металлический шторм", — что связано с очень высокой скорострельностью его системы, доходящей до 1 миллиона (!) выстрелов в минуту.

Читайте также: Новая БМП для новой военной доктрины

Причем сама конструкция боевой машины очень проста: по обе стороны башни с радиолокатором и средствами управления, размещаются шесть сменных блоков на поворотных креплениях, что обеспечивает им наводку вверх-вниз. Выгода системы в том, что обычные ствольные установки какими бы скорострельными они ни были, выпускают свои снаряды один за другим, тогда как у O'Дуайера стрельба по цели может осуществлять залпом, что создает высокую плотность "металла" вылетающего ей на перехват.

Да, но как быть в случае с современным танком типа ОБТ (то есть "основным боевым танком") — тем самым "мастером на все руки"? Ведь до этого речь у нас шла в основном о высокоспециализированных боевых машинах, любую из которых сконструировать, несомненно, значительно проще, нежели создать нечто универсальное.

Здесь, прежде всего, необходимо себе представлять, что угроза для таких танков, как это уже здесь отмечалось, будет все чаще и чаще грозить им с воздуха. А значит одной только защитой танковых подразделений при помощи новых боевых машин здесь не обойтись. Уничтожать танки ОБТ планируется и при помощи реактивных систем залпового огня — для этого они оснащаются парашютируемыми самоприцеливающимися элементами, и при помощи новых ПТУРов, попадающих не в сам танк, а просто пролетающих над ними и поражающих его сверху при помощи так называемого "ударного ядра".

Нельзя забывать и о таком традиционном средстве, как артиллерийские снаряды и минометные мины, оснащенных системами самонаведения либо наводящихся на цель по лазерному лучу, которым выбранная цель будет подсвечивать с БПЛА. В этих условиях традиционному танку уцелеть очень трудно, пусть даже у него, как и у российского нового танка "Армата" мотор будет спереди, а выходной люк для экипажа сзади. Однако, что же в данной ситуации можно предложить и… можно ли что-нибудь предложить вообще? Да можно, причем, если подумать, то решение может оказаться довольно простым.

Поскольку от удара с воздуха крыша современного танка защитить не может, поскольку толщина брони там не выше 70 мм, то, значит, ему понадобиться… крыша, изготовленная по принципу разнесенной брони. Гипотетически это будет танк с совершенно плоской крышей без люков и расположенных на ней пулеметных установок, поверх которой установлена броневая плита, толщина которой должна быть достаточной для того, чтобы выдержать подрыв на ней пакетов так называемой реактивной брони. Сейчас на российских танках они также устанавливаются на крыше, но их мало, потому что на ней находятся люки, а это сегодня необходимо исключить в принципе!

Сама эта плита установлена на двух V-образных раздвижных (наподобие ножниц!) опорах, которые монтируются по бортам башни. Размеры её таковы, что она закрывает сверху всю башню, а также часть передней и задней части корпуса в районе надмоторного отсека. В обычном состоянии она лежит на крыше башни, однако при оповещении о возможном нападении сверху, опоры раздвигаются и крыша подминается навстречу приближающимся снарядам врага. Что это дает? А вот что!

Подлетающие сверху к танку боеприпасы срабатывают на некотором расстоянии от крыши башни и даже в том случае, если они этот "щит" все же пробьют, слой воздуха между ними послужит дополнительной защитой, которую они преодолеют уже столь ослабленными, что никакого вреда нанести не смогут. Ведь воздух и заполненное им расстояние это тоже броня, и хотя эта "броня" вроде бы и ничего не стоит, она очень даже надежна.

Но где в этом случае можно разместить, ну, скажем, ту же самую пулеметную установку или радиолокатор оповещения о подлетающих к танку боеприпасах? А вот где — на башне, на вынесенных вперед кронштейнах, расположенных справа и слева от ствола орудия! Причем таких систем вполне может быть сразу две, модульного типа, выполненных по типу установки "Вулкан-Фаланкс", и соответственно уменьшенных габаритов.

В свою очередь эти вынесенные вперед конструкции будут защищаться решеткой из режущих пластин или метательных блоков, так что снаряду противника, летящему "в лоб", будет до лобовой брони этого танка просто не добраться! А если снаряд подлетает сбоку? Радар его отслеживает и поворачивает башню ему навстречу.

Читайте также: Избыточный вес полезен… для танков

Другое дело сделать так, чтобы эта многотонная громада быстро поворачивалась, хотя с другой стороны от таких боеприпасов танк сможет защитить "активная броня" в виде выстреливаемых им навстречу суббоеприпасов. Но вот удастся ли доказать целесообразность именно такой схемы перспективного танка будущего это вопрос из вопросов и будет ли он решен — неизвестно.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Последние новости на сегодня, 5 августа 2013 года 

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить