Ученые обнаружили фрегат в Финском заливе

Флагман императора Александра II найден

Ни для кого не секрет, что мировое водное пространство хранит в себе множество загадок истории, большая часть которых погребена на затонувших кораблях. Сегодня ученые со всего мира исследуют погибшие суда, открывая не только тайну их крушения, но и новые памятники истории и культуры. Наконец к западным коллегам присоединились и российские ученые.

Масштабный проект, организованный в Санкт-Петербурге Национальным центром подводной археологии, носит общее название "Подводное наследие России" и включает в себя целый ряд научных исследований под руководством ведущих российских археологов. Эта программа включает в себя не только поиски, но и обследование уже найденных объектов на северо-западе России. Как отмечает научный руководитель проекта "Подводное наследие России" Андрей Васильевич Лукошков, за последние десять лет подводные археологи НЦПА выявили и частично обследовали более 400 затонувших кораблей, среди которых суда, построенные в древней Руси и вплоть до XX века.

По оценкам ученых, на дне российских морей, рек и озер находится огромное кладбище затонувших объектов — их до полумиллиона. Причина такого "богатства" российских вод объясняется тем, что по морским путям уже около 1500 лет проходят важнейшие транспортные коридоры Европы.

Читайте также: Погибшие с судна, о котором писали фантасты

По мнению руководителя исследовательского проекта А. В. Лукошкова, открытия затонувших судов доказывают, что Россия с глубокой древности и на протяжении всей своей истории была государством с развитым судоходством и судостроением. Он отмечает, что только на реке Волхов, которая соединяет Ладожское озеро с Великим Новгородом, ученые нашли 57 деревянных корпусов кораблей. Среди них есть и уникальные находки — корабль, которому по радиоуглеродному анализу дерева примерно 4000 лет, и колесное судно с прекрасно сохранившейся паровой машиной.

По обнаруженным объектам ученые считают возможным реконструировать древние торговые связи и контакты людей, населяющих северо-запад нашей страны в далеком прошлом. Историки полагают, что водные торговые пути проходили по разным рекам, соединявшим Финский залив с озером Ильмень. Например, существовал путь через Волхов, Ладогу, Неву, а был и по реке Луге.

Проведя исследования по разным трассам, ученые смогли выделить несколько маршрутов, вдоль которых строились суда одного типа с применением одних и тех же технологических приемов. Этот факт интересен тем, что примеры аналогичных технологий встречались и на территории древней Германии, где жили славяне. По мнению ученых, анализ конструкции судов позволяет говорить о существовании общих торговых связей между балтийскими народами и восточными, южными и западными славянами. Их экономическую основу составляла торговля между Востоком и Западом, которая объединяла славяно-балтийский мир.

Открытия ученых позволяют не только установить новые факты в истории взаимодействия соседних народов с жителями Древней Руси, но и установить точные причины крушения кораблей. Руководитель проекта отмечает, что нередко экспедиция находит корабли, которые в разные эпохи натыкались на одни и те же скалы. "Вокруг одной и той же подводной скалы в Финском заливе мы нашли восемь кораблей, древнейший из которых построен из дерева, датируемого XVI веком, но есть и корабли XVII, XVIII, XIX веков", — рассказывает А. В. Лукошков. Датировать обнаруженные в ходе исследовательских работ суда археологам помогает керамика. Она позволяет определить момент гибели судна, и таким образом, косвенно идентифицировать его. "Обычно оказывается, что каждая вещь имеет свою историю", — говорит руководитель проекта.

Отдельной частью "Подводного наследия" является проект "Секреты кораблекрушений". Важным вкладом проекта стало исследование русского военного галиота "Тобиас Энге", который разбился около Гогланда в бурную ночь 28 октября 1771 года. В крушении погиб весь экипаж (45 человек), и обстоятельства трагедии были неизвестны. Благодаря последним исследованиям ученые могут утверждать, что галиот не смог обогнуть мыс острова, был поврежден и сразу пошел ко дну.

Важным открытием стала находка русского 57-пушечного фрегата "Олег", флагмана императора Александра II, между островами Гогланд и Соммерс. Фрегат затонул в 1869 году во время учений и лежит на ровном киле на глубине 60 метров. Корабль пошел ко дну очень быстро — всего за 15 минут, именно поэтому все оружие и интерьер были сохранены. Ученые отмечают, что это единственный затонувший корабль в мире, расположение которого позволяет проникнуть на все шесть палуб затонувшего судна. Этот фрегат считается историческим объектом специального значения, и любые частные погружения на него запрещены.

Следует отметить, что все обнаруженные исследователями суда стоят на дне на ровном киле, фактически в том же состоянии, как и в момент гибели, представляя собой уникальные музеи. Кроме того, пресные и холодные воды восточной части Финского залива, Ладоги и Онеги являются идеальным консервантом, поскольку в них не живут древоточцы, уничтожающие корпуса кораблей в южных морях. Однако все обнаруженные объекты пока не имеют статуса музейных экспонатов. Они не оценены и отсутствуют правила их использования.

Дело в том, что в отношении морского наследия страны до сих пор нет скоординированной государственной политики. О каждом найденном объекте археологи сообщают в региональные органы охраны памятников, где их фиксируют, формально ставят на учет. Чтобы эти древности получили статус памятников и стали охраняемыми, требуется решение либо регионального, либо федерального правительства. Существует специальное постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569, в котором определен порядок проведения экспертизы, но практики его применения в отношении подводных объектов пока нет.

После преодоления всех формальных трудностей, ученые намерены сделать уникально сохранившиеся корабли объектами подводного туризма. Стоит отметить, что еще в конце 1990-х годов были разработаны специальные программы посещения подводных памятников, которые вошли в официальные планы развития туризма Ленинградской области. Эти программы были скоординированы с аналогичными планами туристических компаний Эстонии и Финляндии.

Всего один год совместной работы показал ученым, насколько велик спрос на массовый подводный туризм как в рамках дневных туров с береговой базы на маломерных ботах, так и на 8-10-дневные дайв-сафари на более крупных судах. Много желающих со всего мира было и поработать дайв-гидами и инструкторами. Но случившийся в России в 1998 году дефолт помешал тогда реализовать планы дальнейшего сотрудничества.

Сегодня ученые вновь обратились к данному проекту. По их мнению, помимо интереса к уникальным памятникам, развитию подводного туризма в регионе могут способствовать и такие факторы, как удовлетворительная прозрачность воды и небольшие глубины, береговая инфраструктура, незначительное удаление затонувших объектов от береговых баз. Значимость реализации данного проекта в первую очередь состоит в том, что, как показывает мировая практика, именно превращение затонувших объектов в туристические обеспечивает их сохранение и даже реновацию.

Читайте также: Флот монгольского хана потопил камикадзе

Российский проект "Подводное наследие" проходил при поддержке ЗАО "Балтийская морская компания" и длился 10 лет. На данный момент команда водолазов и ученых нашли и опознали сотни затонувших кораблей, лежащих на дне Финского залива в Балтийском море, реки Невы и Ладожского озера. Его значимость для науки огромна. Исследование подтвердило, что на северо-западе нашей страны находится богатейшая в мире коллекция затонувших кораблей, отражающая историю кораблестроения, мореплавания и морских катастроф не только России, но и всей Европы. Новые знания, полученные археологами в ходе исследования затонувших судов, сегодня позволяют ученым пересматривать устоявшиеся веками научные исторические концепции.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Юлия Чмеленко
Юлия Чмеленко — журналист, искусствовед, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить