Наверное, время от времени это происходит со всеми. Находясь в одиночестве, мы можем обращаться к кому-то невидимому, порой произнося при этом целые монологи. Многие понимают это как "внутренний голос", который спорит с ними, советует, словом, ведет себя как настоящий живой собеседник… Что же это за феномен и что говорит по этому поводу наука?
Исследованиями данного явления занимался знаменитый отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Наблюдая за детьми, которые нередко имеют обыкновение беседовать сами с собой во время игры, ученый пришел к выводу, что, разговаривая с несуществующим собеседником, ребенок как бы продолжает социальный диалог со своими родителями или воспитателями.
Как правило, по мере взросления человек перестает общаться с "невидимками" вслух, но "внутренний голос" никуда не исчезает. Порой диалог с "внутренним я" может проявляться и на внешнем уровне, обычно совершенно спонтанно.
Читайте также: Дети учатся грамматике с пеленок
Между тем, Л. С. Выготский предполагал, что "внутренний диалог" с нашим "я-подсознанием" (именно оно и выступает в роли невидимого собеседника) должно проходить как обычный диалог между двумя людьми. В 2011 году Чарльз Фернихаф и Саймон Маккарти-Джонс из Даремского университета (Великобритания) смогли подтвердить это на практике. Они обнаружили, что 60 процентов людей действительно ведут диалоги с самими собой, как если бы разговаривали с другими людьми.
Исследователи предположили, что если теория, предложенная Выготским, верна и внутренняя речь есть производное от обычной речи, то и за обычную, и за "внутреннюю" речь должны отвечать одни и те же нейронные сети. Действительно, магнитно-резонансная томография показала, что функция "внутренней речи" связана с левой нижней лобной извилиной, в том числе с так называемой областью Брока, которая играет важную роль в формировании обычной речи.
Некоторые специалисты полагают, что внутренняя речь сродни обычной, однако при этом процессе мозг не подает мышцам команду произносить слова вслух. В таком случае внутренний голос по тону, тембру и акценту должен совпадать с нашим собственным. Психологам Рут Филик и Эмма Барбер из Ноттингемского университета (Великобритания) удалось в какой-то степени это доказать. В ходе эксперимента они попросили испытуемых прочитать про себя ряд стихотворений-лимериков. При этом северяне, для речи которых характерно использование кратких гласных, без особого труда рифмовали Bath и Kath, а южане, в речи которых присутствуют долгие гласные — Bath и Garth. Однако наблюдение за движениями глаз показало, что взгляд испытуемого "спотыкался" в тех случаях, когда последняя рифма не соответствовала акценту, к примеру, если жителю юга приходилось сопоставлять слова Bath и Kath.
Выготский считал, что внутренняя речь служит инструментом, помогающим отыскать решение проблемы. Когда мысли трансформируются в слова, ими проще оперировать. Также вербальное мышление может помогать устанавливать связь между различными когнитивными системами, то есть оптимизировать процесс мышления.
Чтобы проверить это предположение, современные исследователи использовали метод артикуляционного подавления: при этом участники эксперимента должны были проговаривать вслух некие слова, одновременно пытаясь выполнить поставленную перед ними задачу. Так, Джейн Линдстоун из Даремского университета просила группу детей в возрасте от семи до десяти лет выполнить тест под названием "Лондонский Тауэр": переместить цветные шары между тремя палочками разной длины в соответствии с заданным шаблоном.
Дети, которые при этом проговаривали "посторонние" слова, справлялись с заданием хуже. Аналогичные результаты получили также Алекса Туллетт и Михаэль Инцлихт из Университета Торонто (Канада) при проведении классического теста "идет — не идет" со студентами-добровольцами. По условиям, они должны были нажимать на кнопку при появлении на экране желтого квадрата, и ничего не предпринимать при появлении фиолетового. Оказалось, что при параллельном артикулировании задание выполнялось с меньшим успехом.
Также известно, что при повреждении речевых центров мозга (скажем, после перенесенного инсульта) способность к "внутренним диалогам" может исчезать. А больные шизофренией, к примеру, слышат "голоса", то есть они не идентифицируют свое подсознательное "я" с самими собой.
Читайте также: Чтение стихов развивает мозг
Психологи сходятся в одном: внутренняя речь помогает нам осознать себя как личность. "Внутренняя речь позволяет нам анализировать наши эмоции, мотивы, мысли и поведение, — констатирует Ален Морен из Университета Маунт-Роял (Канада). — Это выводит в план сознания то, что обычно остается в сфере бессознательного".