Недавно в Москве состоялось пятое мероприятие в рамках проекта "Научное кафе", которое было посвящено актуальным вопросам освоения космоса. По мнению "Правды.Ру", среди всех докладов самым интересным был тот, что сделал крупнейший специалист по космической технике Андрей Геннадьевич Ионин. Он касался перспектив дальнейшего развития космонавтики.
Следует заметить, что "Научное кафе" — это скорее даже не какое-то отдельное мероприятие, а новая форма общения. В основу концепции данного проекта была положена идея создания дискуссионной площадки для встреч молодых специалистов из наукоемких областей с ведущими учеными, политиками и предпринимателями. И нужно признать, что такая форма общения оказалась весьма продуктивной и привлекательной — по крайней мере, на встрече пятого "Научного кафе", что происходила 25 апреля в ресторане RoyalBar, свободных мест в зале не наблюдалось.
Впрочем, это вполне закономерно — ведь на этой встрече обсуждались очень интересные вопросы, относящиеся к современному состоянию изучения космоса. Выступившие докладчики рассказывали обо всем, что касается исследования внеземного пространства — и о новейших орбитальных телескопах, и о проблемах астрофизики, и о том, в каком состоянии находится сейчас мировая космонавтика. Собравшиеся студенты и аспиранты таких вузов, как МАИ, МГИМО, РУДН, МИФИ и других ведущих столичных институтов задавали ученым, делавшим доклады, вопросы, которые порождали острые дискуссии. Словом, на какой-то момент автор этих строк совершенно забыл о том, что находится в кафе — мне показалось, что я присутствую на научной конференции или институтском семинаре.
Тем не менее, среди всех докладов наиболее интересным мне показалось сообщение, которое сделал заместитель директора Службы стратегического планирования и анализа, НИС ГЛОНАСС, член-корреспондент Российской академии космонавтики К. Э. Циолковского, кандидат технических наук Андрей Геннадьевич Ионин. Его выступление было посвящено обзору достижений мировой космонавтики и перспективам ее дальнейшего развития (кстати, название темы доклада очень любопытно — "От Space 1.0 через Space 2.0 вперед к Space 3.0"). Во время выступления Андрей Геннадьевич рассказал о том, чем был обусловлен первый прорыв в покорении космоса, почему в дальнейшем он выдохся и как можно исправить ситуацию. Однако предоставим слово самому докладчику:
"Сразу хочу сказать, что мне придется говорить только правду, какой бы горькой она ни была — и все потому, что я люблю космонавтику. Сейчас я занимаюсь бизнес-стратегиями и потому могу с уверенностью сказать, что ложь является худшей из стратегий. С другой стороны, российская и зарубежная космонавтика сейчас живут иллюзиями, что, конечно же, мешает им нормально развиваться. Все пока держится на памяти прошлых поколений, которые много создали. Однако нынешние поколения, хоть создали намного меньше, до сих пор живут под знаменами предков. Это, кстати, весьма существенная вещь — действительно, старт космической эры был на несколько порядков более бурным, чем все последующие этапы.
Причины этого вполне объективны. Как вы помните, освоение космоса началось в 60-х годах прошлого века, после окончания страшнейшей в истории человечества войны. Можно сказать, что Вторая мировая война на самом деле уничтожила человечество как таковое. Все те жестокости, что происходили во время боевых действий заставили многих поверить в то, что человек — это животное во всех смыслах этого слова. Война убила идею человеческой исключительности и уничтожила веру в то, что люди смогут стать лучше.
Читайте также: Инвестиции в космос — дело прибыльное
Другая опасность, которая в то время была вполне реальной, — это возможность Третьей мировой войны. Как вы понимаете, все думали, что она будет последней войной, поскольку в ней собирались использовать ядерное оружие. И в то время такой сценарий рассматривался всерьез — вон сколько приготовлений было сделано, от запасов ядерных боеголовок до подземных бункеров. Совершенно очевидно, что нужно было что-то, что было бы способно отвлечь людей от грядущего самоуничтожения и вернуть человеку веру в себя.
И вот это появляется — идея освоения космоса. Следует заметить, что тогда все средства для этого были — во время войны все страны-участники создали множество заводов для производства необходимого армии снаряжения. Оказалось, что их очень легко перевести на "космические рельсы". Более того, в этом была крайняя необходимость — ведь с окончанием военных действий данное производство нужно было как-то поддерживать на плаву. Напомню, что до появления такого явления, как маркетинг, оставалось еще более 15 лет, и каждый промышленник (частный, как в США, или госслужащий, как в СССР) считал, что для процветания нужно увеличивать не объем продаж, а масштабы производства. Так что такое новое направление, как космическая техника, было на данном этапе весьма и весьма кстати.
И вот началась космическая эра — сначала полет Гагарина, потом высадка Армстронга на Луну, а дальше… все сошло на нет. Почему же? Во-первых, потому, что освоение космосавыполнило все свои главные задачи. Был создан ракетный щит, что исключило возможность Третьей мировой войны, а во-вторых, выйдя во внеземное пространство, люди вновь поверили в то, что "человек — это звучит гордо". Дальнейших целей не было — их просто никто не ставил. Так что в первую очередь именно это и обусловило дальнейший спад космонавтики как научно-технической отрасли — ей просто было некуда развиваться. Поэтому даже орбитальные станции, шаттлы, "бураны" и прочие достижения уже не идут ни в какое сравнение с успехами первых лет — ведь перед первопроходцами стояла конкретная цель, а вот перед их потомками ее уже не было.
Сказалось также и то, что с самого начала космическая техника явилась результатом сложнейшей кооперации различных производств, причем их продукция была эксклюзивной. Это привело к тому, что себестоимость с самого начала была очень высокой. На такую продукцию мог быть один покупатель — государство (что у нас, что в США). И пока государство было заинтересовано "покупать" эту технику, все шло хорошо. Однако в дальнейшем во всех ведущих компаниях-производителях сформировались отделы, занимающиеся космонавтикой, специалисты которых были уверены в том, что их продукцию в любом случае купят (альтернативы-то нет). А подобное мышление совершенно убило тенденцию к какому-то дальнейшему развитию — если нет конкурента, то и изобретать что-то новое незачем.
Все было бы нормально, но в какой-то момент государства по обе стороны Атлантики решили, что космос им больше не нужен. По идее, в данной ситуации нужно было переориентироваться на нужды других потребителей — простых людей. Однако космическая отрасль сделать этого не смогла — себестоимость техники в отсутствии новых технических и коммерческих решений по-прежнему осталась высокой. Приведу пример — компании, занимающиеся компьютерами, оказавшись в похожей ситуации, смогли переориентироваться на массового потребителя и начали производить персональные ПК, которые были доступны по цене простым смертным. А вот космическая отрасль не смогла начать производство персональных космических кораблей — обычные люди все равно не смогли бы их покупать.
Правда, некоторые попытки коммерциализации космонавтики все же были — вспомнить ту же спутниковую связь, дистанционное зондирование или спутниковую навигацию. Но все это быстро вытеснили "земные" аналогичные технологии: например, сейчас в мире насчитывается один миллион абонентов спутниковой связи и 6,5 миллиарда — сотовой. Зондирование же и навигация тоже потихоньку сдают свои позиции. Причина все та же — космос является слишком дорогим удовольствием. Кстати, и орбитальный туризм, который стал популярен в последнее время, тоже никогда не выйдет на массовый рынок из-за своей дороговизны, так что и это, увы, тупиковый путь.
Все это привело к тому, что все глобальные космические проекты потихоньку сворачиваются, поскольку, грубо говоря, они едят деньги, но не приносят пользы. Конечно, этот печальный конец космической эпохи можно отсрочить — например, появлением на рынке частных компаний вроде SpaceХ, которые могут производить космические корабли по более низкой цене, чем работающие на государство корпорации. Но это лишь временное решение проблемы — ведь все эти частные компании просто удешевляют существующие технологии, а сами ничего принципиально нового не разрабатывают. То есть они не смогут преодолеть научно-технический застой, который воцарился в данной отрасли с конца прошлого века.
Выходом из положения будет формулирование перед космонавтикой новой цели, и, как мне кажется, такая уже есть. Это освоение Марса. Мы знаем, что условия существования человечества на Земле все более ухудшаются. Я говорю про загрязнение окружающей среды, перенаселение и исчерпание ресурсов и кризис современной модели общества. Поэтому я убежден, что многие из нас уже сейчас готовы отправиться на Марс для того, чтобы создать там "новый мир" (и заодно уберечься от Третьей мировой войны, которая, увы, вновь стала реальностью). Конечно, на первом этапе это будет билет в один конец, однако потом вполне возможно будет наладить сообщение между исторической и новой родинами человечества.
Само собой, для этого проекта нужны совершенно другие научные и инженерные решения. Кроме того, опять, как в самом начале космической эры, придется задействовать все научные дисциплины — физику, химию, биологию, социологию и прочие науки, поскольку первым поселенцам нужно будет все создавать с нуля на планете, условия которой отличаются от земных. Это, конечно же, будет нелегко, однако я уверен в том, что человечество вполне сможет с этим справиться".
Читайте также: Пророчество Стивена Хокинга сбывается?
Что же, как видите, прогнозы относительно будущего космонавтики такого крупного специалиста по космической технике, как г-н Ионин, несмотря ни на что, все-таки оптимистичны. Остается лишь надеяться, что они сбудутся в самое ближайшее время, поскольку пока космос будет открыт для нас, у человечества всегда будет возможность выжить…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"