Танковая башня может использоваться и без самого танка

Когда башня покидает танк...

Казалось бы, ну кому и на что может понадобиться танковая башня без ходовой части, ведь сила танка в триединстве брони, огня и маневра, однако на самом деле это далеко не так. Более того, первые "танковые башни" появились еще задолго до самих танков, не говоря уже о том, что и сами по себе они оказались даже очень и очень востребованными.

Привез, выгрузил и… стреляй!

А было так, что еще задолго до обеих мировых войн и даже до появления каких бы то ни было танков, в Германии в конце XIX века были изготовлены так называемые Fahrpanzer ("подвижная броня") или "коробки для пилюль", как раз и ставшие прообразами для танковых башен. На вооружение в германской армии их приняли в 1894 году. Внешне они имели вид цилиндра со стенками и куполом из броневой стали толщиной 25 мм. На дне каждой такой "коробки" были небольшие колеса, с помощью которых башню скатывали на землю с "тележного шасси", на котором ее транспортировали при помощи упряжки лошадей и устанавливали на рельсы, ведущие в заранее приготовленное бетонное укрепление в форме буквы "U". Там они и должны были находиться, причем на поверхности был виден только сам броневой купол с орудием, а их цилиндрическая часть была закрыта землей и бетоном! Обслуживали "купол" два человека: один стрелял из орудия, в то время как другой заряжал в него снаряды, запас которых хранился здесь же вдоль стен.

Пушка "купола" могла давать до 30 выстрелов в минуту! Угол ее наклона был равен 5 градусам, подъема 10 градусам, что было вполне достаточно для стрельбы по неприятельской пехоте в упор! Подобный подход иначе, как экономным и не назовешь! Ведь вместо того, чтобы сооружать такие бронекупола по всему фронту, немцы строили для них всего лишь бетонные "гнезда", и лишь когда в этом была нужда вооружали их при помощи этих "пилюльных коробок", создавая надежно укрепленную оборонительную линию!

Называли их также "бронекаретками майора Шумана", по имени их создателя. При этом выпускались они с орудиями разных фирм и имели калибр от 37 до 65-мм, а собственно в Германии их впервые использовали в боях под Ипром 31 июля и 16 августа 1917 года в качестве средства противотанковой обороны. Причем по сути дела это был самый настоящий прообраз более поздней танковой башни, снятой со своего шасси!

Башни "линии Мажино"

В 30-е годы многие страны предприняли попытку отгородиться от своих воинственных соседей при помощи возведенных на границе линии укреплений. Первенствовали в этом деле французы, решившие на границе с Германией построить исключительно мощную оборонительную линию, получившую название "линии Мажино", названную так в честь ратовавшего за ее строительство министра обороны. Сооружали ее в 1929–1934 годах и в итоге получили впечатляющее оборонительное сооружение с бетонными казематами трехметровой толщины и поднимающимися на поверхность земли броневыми башнями. Удивительно, но башни от своих старых танков французы для ее вооружения не использовали!

Читайте также: Железные доспехи для боевого слона

От "линии Сталина" и до "Атлантического вала"

А вот в СССР башнями от списанных танков Т-18 вооружили так называемую "линию Сталина" — пояс оборонительных укреплений, строившийся на западной границе в предвоенные годы. Немцы ничем подобным сначала даже и не думали заниматься, потому что готовились только наступать, но зато потом, во время отступления под ударами Красной Армии, они это техническое решение оценили вполне, и уже напротив — начали сами, где только можно, устанавливать башни с подбитых танков в качестве долговременных огневых точек. Использовались башни танков Т-II и T-III, а также чешских трофейных 35t и 38t, и башни французских танков "Рено", "Гочкис" и АМХ-35, имевших пушечно-пулеметное вооружение. Для их установки обычно монтировался бетонный бункер с металлическим основанием, на котором, как на корпусе танка и закреплялась башня с вооружением. В сам бункер вела дверь из траншеи, запиравшаяся обычно изнутри. Причем со стороны возможного появления противника подходы к такой башне прикрывались минными полями и колючей проволокой. Особенно много таких башен от старых французских танков разместили на "Атлантическом валу", чтобы защищать побережье от десанта англо-американцев. Однако пушки на них стояли калибром всего лишь 37-4-мм, поэтому эффективность таких установок была явно недостаточной. Впрочем, немцы обычно старались снятые башни перевооружить более крупнокалиберными орудиями. Так, в Польше была найдена башня от Т-II, оснащенная пушкой от Т-III, а, соответственно, в башни Т-III устанавливались короткоствольные пушки от Т-IV. Так что недаром говорят, что на безрыбье и рак рыба! А вот для установки башен с советских трофейных танков Т-34 и КВ были разработаны куда более комфортабельные бетонные основания, внутри которых предусматривались даже места для отдыха личного состава, вот только построить их в общем-то так и не успели.

Танки, зарытые в землю

Впрочем, для того чтобы на поверхности земли от танка была видна всего лишь одна башня, вовсе необязательно ее с танка снимать! Перед Курской битвой наши войска с целью укрепления обороны против атак тяжелых германских танков множество Т-34 просто-напросто установили в специально вырытых ямах, в которые они заезжали своим ходом. Глубина их была такова, что на поверхности земли оставалась видна только сама башня, а весь массивный корпус машины прятался под слоем земли. Позицию тщательно маскировали, и когда немецкие "Тигры" и "Пантеры" наконец-то двинулись в атаку, их встретил точный и действенный огонь наших танков, стрелявших им по бортам и в ходовую часть. А вот тем далеко не всегда было удобно стрелять по советским машинам. Во-первых, потому что башни вкопанных в землю танков были плохо видны, а во-вторых, потому что это далеко не всегда позволял сделать слишком уж малый угол склонения орудия!

Читайте также: Ледовое побоище-1270: вторая серия на Балтике

"Пилюльная коробка" из "Пантеры"

Впрочем, очень скоро, а именно когда у них появились танки "Пантера" с мощным длинноствольным орудием, немцы решили соорудить "пилюльные коробки" на их основе. Получилась коробка из брони, на которой стояла танковая башня от "Пантеры". И… все! Для того, чтобы оборудовать позицию против вражеских танков, немцам теперь было достаточно вырыть соответствующих размеров яму, привезти эту "пилюльную коробку" на грузовике, краном опустить ее на место. Расположенная возле самой земли башня была малозаметна и легко маскировалась, а вот поразить ее было сложно, поскольку на ней стояла толстая броня, в то время как слабобронированное основание находилось в земле. Такие башни немецкое командование обычно размещало на перекрестках улиц немецких городов, где они превращались в смертельное оружие против танков, и требовалось немало усилий, чтобы их уничтожить.

Башни на границах и на островах

После войны, когда множество танков пришлось просто-напросто списать как устаревшие, во многих странах решили снятые с них башни использовать для охраны аэродромов и государственной границы. В Швеции, например, вокруг аэродромов устанавливались танковые башни тех же чешских танков, что были и у немцев, и которые там производились по лицензии. Точно также поступили и в Болгарии, где снятые с советских Т-34 танковые башни были установлены на границе с Турцией, членствовавшей в НАТО, тогда как Болгария являлась членом Организации Варшавского Договора.

Что до СССР, то мы, когда у нас в 60-е годы прошлого века начали портиться отношения Китаем, зарыли на границе с ним целую "кучу" танков… целиком, но, разумеется, со снятыми с них двигателями. В освободившемся кормовом пространстве разместили дополнительный боекомплект, а также запас воды и продовольствия, так что каждый такой танк превратился в совершенно неприступный дот с мощным вооружением. Потом уже и танки Т-54, вернее их башни, установленные на бетонные казематы, пошли на укрепление противодесантной обороны наших Курильских островов — Кунашира, Шикотана и Итурупа, где они и по сей день стоят на берегу, обратив стволы своих орудий в сторону моря.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить