Порой мы видим то, чего нет. Механизм этот присущ не только людям с их воображением, но и животным. Обезьяны, которым давали награду после визуального сигнала, позже видят картинку даже при получении дармового угощения без каких-либо стимулов. Примерно так работает и "магическое мышление", заставляющее людей подводить базу под свои успехи и беды.
Ученые из Левенского католического университета в Бельгии провели эксперимент с макаками-резусами. Исследователи показывали макаке изображение, после которого выдавали награду — стакан сока. После того, как угощение стало прочно ассоциироваться у обезьян с показанным изображением, условия изменились — животным давали стакан сока, но показывали только чистый экран. При этом магнитно-резонансная томография показала, что зрительные центры животных при этом активируются, словно готовясь к восприятию показанной ранее картинки.
Как сообщают исследователи, зрительные анализаторы обезьян оставались в покое: активировались лишь те отделы коры, которые были "натренированы" в первой части опыта. Получается, что награда, связанная с определенным стимулом или действием, продолжает ассоциироваться у нас с ним даже при исчезновении этого стимула (действия).Было бы любопытно, если бы к опытам нейрофизиологов подключились психологи. Феномен магического мышления и представлений человека об искуплении или награде за каждый поступок исследовал еще Зигмунд Фрейд.
В своей работе "Тотем и табу" Фрейд описывал, как формировалось магическое мышление у древних людей. За неимением других объяснений окружающим событиям — явлениям природы, успеху или неудачи на охоте, победы или поражения в войнах с другими племенами — наши предки изобретали магические ритуалы и придумывали богов и духов, которые управляют событиями окружающего мира. Основополагающей была вера в то, что с помощью определенных заклинаний, ритуальных действий или жертвоприношений можно влиять на окружающую действительность.
Читайте также: Во время игры включается магическое мышление
Фрейд описывал примеры подобных подсознательных верований уже у современных людей. Обидев своего родственника, сам основатель психоанализа как-то разбил дорогую для него статуэтку. Анализируя причины своего поступка, Фрейд пришел к выводу, что желал принести жертву "во искупление" произошедшей ссоры, разбив дорогой его сердцу предмет. Современные течения популярной психологии, утверждающие, что "мысль материальна" и "позитивно мыслящий человек" будет притягивать в свою жизнь соответствующие события, тоже можно отнести к разновидности первобытного магического мышления. Вполне возможно, приветливый и активный человек скорее добьется успеха, чем пассивный и угрюмый. Однако утверждать, что мысли напрямую влияют на действительность — чистой воды магия.
Если же проводить аналогию с обезьянами из эксперимента бельгийских ученых, любопытно будет предположить, что человек, которому просто повезло в жизни, может подвести "теоретическую базу" под свою удачу. К примеру, человек, выигравший в лотерею, будет считать, что эта удача — компенсация судьбы за его упорный труд на нелюбимой работе. Работающие с гэмблерами психологи и психиатры уже не раз замечали, что зависимые от азартных игр люди всерьез считают выигрыш в рулетку закономерным результатом, который можно просчитать. Или сотрудник, который услышал одобрительный комментарий от начальника, будет уверен, что сегодня особенно хорошо выполнил свою работу (хотя у начальника могло быть просто хорошее настроение).
Можно привести аналогию и с "негативным стимулом" — то есть не наградой, а наказанием. Сотрудники из Левенского католического университета, к счастью, не стали бить обезьян током или кричать на них — но психологи давно подметили, что люди, с которыми произошло несчастье, склонны искать рациональное объяснение случившемуся. Это служит своеобразной защитой психики (как, возможно, и при внезапно свалившейся удаче). Человек подсознательно считает, что "рационализировав" свое переживание, он может в будущем избежать неприятной ситуации — не заболеть, не попасть под сокращение на работе, не потерять близкого и так далее. Этим объясняется многообразие рассказов о пророчествах, "счастливых" и "несчастливых" совпадениях, которые всегда появляются после катастроф и терактов. Вдруг выясняется, что бедствие, которое уже произошло, ранее предсказывали ясновидящие (но их никто не послушал), у кого-то было дурное предчувствие ("не надо садиться в этот самолет") и т. п.
Читайте также: Ради поддержания огня наши предки поумнели?
Есть и любители подводить "теоретическую базу" под возникшие у человека болезни. Действительно, психосоматический компонент присутствует во многих заболеваниях, но искать и анализировать его может только психолог при личной работе с клиентом. Однако на форумах и в разговорах можно услышать категоричные утверждения вроде "Рак — это результат зла, которое мы желали другим" или "Рассеянный склероз — проекция жизненного тупика и беспомощности". В данном случае доморощенные психологи напоминают обезьяну из эксперимента, которой дали стакан сока, а фигуру на пустом экране она додумывает самостоятельно.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"