Недавно в прессе появились сообщения о том, что космический зонд "Вояджер-1" впервые в истории космонавтики вышел за пределы Солнечной системы. Однако представители аэрокосмического агентства НАСА, имеющие отношение к проекту, как ни странно, эту поистине сенсационную информацию не подтвердили. Что же происходит с аппаратом на самом деле?
723-килограммовый автоматический зонд занимается изучением Солнечной системы и ее окрестностей с 5 сентября 1977 года. Первоначально миссия "Вояджера" была рассчитана на пять лет. В отличие от своего "близнеца" "Вояджера -2", запущенного на 16 дней позже, он должен был посетить только Юпитер и Сатурн. Ему удалось впервые сделать детальные снимки спутников этих планет. Кстати, на случай встречи с братьями по разуму на борту аппарата находится золотая пластина, где указаны координаты местонахождения Земли, а также записаны различные изображения и звуки, способные помочь инопланетянам составить представление о нашем мире.
Несмотря на то, что запланированные сроки работы обоих аппаратов давно истекли, они продолжают функционировать, получая энергию от трех радиоизотопных термоэлектрических генераторов. Как рассчитали эксперты, последние будут производить минимально необходимое для функционирования зондов количество энергии вплоть до 2025 года.
В настоящее время "Вояджер-1" выполняет дополнительную миссию по определению границ Солнечной системы, включая пояс Койпера. Еще в 2004 году ученые обнаружили признаки того, что "Вояджер" вошел в так называемую гелиопаузу. Но покинуть Солнечную систему оказалось не так-то просто. Так, Роберт Декер и его коллеги из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса (США) обнаружили на рубеже нашей системы "мертвую зону", в которой средняя скорость частиц солнечного вещества падает почти до нуля. Такая картина наблюдалась при нахождении зонда на расстоянии около 18,2 миллиарда километров от светила, тогда как "Вояджер-2", который находится примерно на 3 миллиарда километров ближе к Солнцу, чем его "близнец", ничего подобного не зафиксировал.
Декер и его группа пришли к выводу, что такое снижение показателей скорости солнечных частиц указывает на приближение к гелиопаузе — зоне, где эти частицы сталкиваются с мощными ветрами, испускаемыми сверхновой, взорвавшейся 10 миллионов лет назад. В результате таких столкновений частицы отклоняются в сторону.
Читайте также: Космос — коммунальная квартира
Специалисты НАСА утверждают, что в декабре прошлого года "Вояджер" достиг так называемого "магнитного хайвея" — области, где параметры направления потоков частиц и их энергии резко отличаются от тех, что наблюдаются в центре Солнечной системы. Но показателем того, что зонд покинул гелиосферу, может быть только изменение направления линий
магнитного поля. Пока приборы "Вояджера" ничего подобного не показывают. Да и не факт, что покажут: через 10-15 лет произойдет почти полный распад питающего зонд плутония-238, и устройства на его борту отключатся.
"Согласно консенсусу сотрудников, "Вояджер-1" все еще не покинул Солнечную систему, — прокомментировал Эдвард Стоун из Калифорнийского технологического института, возглавляющий научный проект по сопровождению "Вояджеров". — Иными словами, он не достиг межзвездного пространства".
К тому же, нельзя считать фактор магнитных полей бесспорным индикатором выхода аппарата за границы нашей системы. Хотя сейчас он пребывает примерно в 18,5 миллиардах километров от Земли (123 астрономические единицы, или 17 световых часов), это, по космическим меркам, очень малая дистанция. Потом, стоит ли рассматривать в качестве границы Солнечной системы именно область гелиосферы и гелиопаузы? Ведь Солнечную систему определяют как совокупность всех находящихся там космических тел и материи, происхождение, эволюция и законы движения которых неразрывно связаны с центральной звездой — Солнцем. Если же принять за границу зону, где солнечная гравитация превышает тяготение любого другого аналогичного тела, то она будет располагаться примерно в двух световых годах от Солнца, что составляет 125 000 астрономических единиц. А "Вояджер" пока преодолел дистанцию в тысячу раз меньшую.
Но даже на такой удаленности можно встретить тела, являющиеся частью нашей системы. Взять хотя бы Облако Оорта, которое удалено от Солнца на расстояние от 50 000
до 100 000 астрономических единиц. Даже до карликовой планеты Седна, расположенной в 1 000 астрономических единицах от нашего светила, аппарат доберется лишь через несколько сот лет. Что тогда будет происходить у нас на Земле, и не утратят ли земляне интерес к космическим исследованиям? Кто знает…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"