Многие наверняка слышали о том, что в Средние века сначала существовала так называемая "романская культура", которую сменил "готический стиль" и, соответственно, "готическая культура". Ну, а кто-то может сказать, что Средневековье это "культура замков" или "эпоха рыцарской культуры" и все это будет правильно. Однако если мы задумаемся о том, какую роль в то время в жизни людей играл обыкновенный навоз, то, пожалуй, вполне доказательным будет утверждение о том, что Средневековье это… самая настоящая "культура навоза".
Например, все знают, что рыцари-феодалы в Средние века обитали в укрепленных замках, и что эти замки довольно часто окружал ров с водой. Интересно, что сегодня в замковых рвах, окружающих восстановленные для туристов замки, можно нередко увидеть плавающих рыбок, глядя на которые туристы обычно думают (или им об этом говорят гиды!), что так бывало, мол, и в прошлом. Однако на самом деле это далеко не так!
Да, рыбные садки в замках были, однако рвы для разведения рыб не использовались, поскольку служили в качестве… выгребных ям, то есть в них попадали все стоки канализации замка, так что так вряд ли какая-нибудь рыба смогла бы там жить.
Ну, а ходить по нужде обитателям замка приходилось обычно… на стену! Да-да, не удивляйтесь! Обычно туалетные кабинки без какого-нибудь слива, а просто с дырой в сиденье, устанавливались на стенах так, чтобы все отходы из них попадали именно в ров или так и оставались под стенами. Естественно, что они не отапливались, а снизу поддувало, однако людей того времени это не смущало. Оборона была важнее, потому, что мало кого устраивала перспектива в случае нападения на замок лезть в этот зловонный ров! Через отверстия можно было бросать вниз камни и стрелять из лука, ну, а на экскрементах подле стены можно было запросто поскользнуться, вот поэтому-то все туда и валилось! Впрочем, тогда далеко не все и не всегда утруждали себя необходимостью посещать эти кабинки.
Известно, что даже король Франции в годы Столетней войны, устраивая пиры в своем замке, ставил у выхода из пиршественного зала специального глашатая, который кричал: "Король не желает, чтобы мочились на лестнице!" И что же тогда говорить, про замки каких-нибудь мелких баронов, где людям, скорее было вообще не до условностей, такая тяжелая была у них жизнь. То есть люди делали свои дела, где хотели и особенно-то условностями не стеснялись!
Известен случай, когда могучий замок Шато-Гайяр, построенный во Франции, был захвачен именно из-за непродуманного устройства туалета. Незадолго до того, как королевские войска собрались его штурмовать, они обнаружили ведущий из него вниз сток, который оказался слишком уж широким. Нашелся француз, по-видимому, начисто лишенный обоняния, который пролез по этому стоку в туалетную комнату, а из неё в часовню, откуда он из окна бросил вниз веревку.
Воины поднялись по ней один за другим и, подпалив двери часовни, прорвались дальше. Пламя распространялось, а с ним ширилось и смятение. Тем временем французы опустили подъемный мост и открыли своим товарищам путь в средний двор. Атакующие хлынули туда, а те из защитников, кому удалось спастись, отступили, найдя убежище в цитадели, но через какое-то время все равно сдались.
Во время осады иной противник, видя, что измором замок не взять, и построив метательные машины, начинал забрасывать его падалью — гниющими трупами животных, которых сначала добывали специальные команды охотников и раскладывали на солнце, чтобы дать им хорошенько протухнуть. Более того, все вражеское войско только тем и занималось, что мочилось и испражнялось в специальные глиняные горшки, которые затем запечатывались и… тоже перебрасывались этими метательными машинами в замок.
Причем, чтобы сделать пребывание в нем людей совсем невыносимым обстрел этим "химическим оружием" не прекращали ни днем не ночью! Одновременно стреляли также и камнями, так что уборка "последствий" этой бомбардировки была ещё и очень опасна. От большой скученности — ведь в замке нередко спасалось и население ближайшей деревни, а то и не одной, грязи и антисанитарии (ведь большинство людей тогда рук не мыли!) в замке могла начаться эпидемия, и это, пожалуй, было самым страшным. Тогда приходилось сдаваться, хотя и стены могли быть целы, и даже запас стрел не израсходован.
Читайте также: Мельница мифов: кто такие асигару?
А знаете ли вы, откуда пошло всем известное, хотя и несколько грубоватое слово "сортир"? Слово это пришло в английский язык из древнего скандинавского языка, а обозначало оно — "мишень" для стрельбы из лука. А лепили эти самые мишени из… человеческих экскрементов! Вот так прямо руками брали и лепили, что, несомненно, говорит об их хорошем качестве и достаточной прочности, не так ли?
Именно поэтому в Англии появилась поговорка, что "хороший король хорошо кормит своих лучников" и, понятно, каким образом это тогда проверялось — ха-ха! И знаменитые английские лучники, включая и самого легендарного Робин Гуда, регулярно стреляли по мишеням из этого самого материала.
На состязаниях по стрельбе эти мишени делали сами стрелки (потому, что кому же захочется мараться в чужом навозе?!), но чтобы не смущать благородных дам, им предоставляли для этого маленькие шатры, "кабинки", где они этим и занимались. А публика снаружи громко кричала: сор тир! — "мишень", "выноси мишень"! Ну, а впоследствии значение этого слова перешло на такую вот кабинку для определенных дел. Так что простолюдинов в то время дворяне недаром называли вонючими мужиками. Для этого у них были все основания, не так ли?
Да и первым стрелкам из огнестрельного оружия без собственного кала было тоже не обойтись, потому, что они затыкали им… запальные отверстия у своих пищалей и аркебуз, чтобы туда, упаси бог, не попал дождь или роса.
Была и совершенно особая военная профессия — флорист, также неразрывным образом связанная с использованием экскрементов. Флорист имел при себе мешок, в котором хранилось главное его оружие — "чеснок" — знаменитые шипы-колючки, выкованные так, чтобы при любом их положении на земле один шип обязательно бы смотрел вверх! Концы шипов в обязательно порядке смазывались навозом, разбрасывались перед наступающим противником и горе той лошади или человеку, которые на них наступали в пылу сражения.
У лошади колючка сразу же впивалась в копыто, а у человека пронзало стопу насквозь. Лошадь после этого можно было отправлять на живодерню, а человек в подавляющем большинстве случаев погибал от сепсиса. За свою работу флористы получали двойное жалование, однако в руки врага им было лучше не попадать, потому, что их обычно казнили. Причем не мечом, а накидывали веревочную петлю на половые органы и так подтягивали к ветке дерева, пока они у них не отрывались!
Ну, а уж о том, что навоз в Европе служил удобрением можно и вообще не говорить, но совершенно особую роль человеческие экскременты играли в средневековой Японии, где не было крупного рогатого скота, да и лошадей тоже было мало. Поэтому там все население, принадлежавшее к низшим сословиям, только тем и занималось, что собирало испражнения и… унаваживало ими свои рисовые поля, где они играли роль удобрения. Надо ли говорить, какой дух стоял над японскими рисовыми полями, но… считалось, что это небольшая плата за богатые урожаи риса. Именно поэтому под "хитрым домиком" там ям не рыли, а ставили их на столбах, чтобы удобно было все под ними собирать!
Интересно, что изображение акта дефекации нашло свое место даже на знаменитом Байеском полотне, уникальной вышивке изображающей завоевание нормандцами Англии. Казалось бы, эпическое полотно, на котором мы видим и королей, и герцогов, и графов и тут же (правда на кайме, но все равно очень заметно!) показан ещё и растопырившийся мужик без штанов, так что ученые до сих пор спорят, а зачем он здесь изображен, да ещё в такой позе!
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"