Когда в социальной сети Facebook люди разных национальностей нажимают на кнопку "Нравится", Like или Gefällt mir, они не подозревают, что Большой брат не просто следит за ними, а составляет полноценный портрет владельца профиля. Результаты этого исследования неоднозначны: с одной стороны, они помогают воздействовать на аудиторию и более эффективно строить рекламные кампании. С другой — это прямое вмешательство в частную жизнь и нарушение прав человека.
"Многие люди не хотят выкладывать в Сети определенную информацию о себе, например, о своей сексуальной ориентации или возрасте", — говорит Майкл Косински (Michal Kosinski) из Кембриджского университета. Поэтому они не заполняют соответствующие профильные поля в социальных сетях и педантично следят за тем, чтобы эти данные не появились где-нибудь в интернете. Все их потуги оказываются бесполезными. "Ослиные уши" царя Мидаса могут вылезти в самом неожиданном месте.
Некоторое время назад в ходе изыскания проведенного в исследовательском центре компании "Майкрософт" (Microsoft Research Centre) и университете Кембриджа выяснилось, что из "лайков" в Фейсбуке можно узнать о возрасте, поле, роде деятельности, образовании, национальной принадлежности, политических пристрастиях и даже о личности пользователя. Не нужно даже говорить, кто твой друг, достаточно того, что ты сам лайкнул. Сообщается, что в исследовании приняли участие 58 466 пользователей социальной сети Facebook в США.
В так называемых proceedings (ученых записках) Американской академии наук специалисты по общественным дисциплинам бахвалятся, что им удалось верно сформировать алгоритм распознавания. Так, отличить кто из пользователей белый, а кто черный удалось в 95 % случаях, правильно определить пол человека сумели в 93 процентах случаев. С точностью до 85 процентов удалось выявить голосующих за республиканцев или демократов. Отличить христианина от мусульманина удалось только в 82%.
Читайте также: Social TV: будущее за интерактивом
Менее удачным оказалось выяснение гомосексуальных предпочтений у мужчин и семейного статуса (холост человек, состоит ли в браке или разведен), а также балуется ли респондент психотропными или наркотическими препаратами. Тут процент точных "попаданий" колеблется в пределах от 65 до 73. Обращает на себя разница в сексуальной ориентации между представителями разных полов, сделанная на основе классификации нажатия на кнопку "Нравится". Верно указать на гомосексуалистов удалось в 88 процентах всех случаев, а вот вывести на чистую воду лесбиянок получилось лишь в 75 процентах. Поклонники хип-хоп-группы Wu-Tang Clan, скорее всего, имеют нормальную сексуальную ориентацию. Кликнувшие Like в поддержку кампании по защите прав гомосексуалистов No H8 (No Hate - "без ненависти"), напротив, принадлежат к гомосексуалистам.
Если пользователь кликает на страничку научно-популярного издания Science, это безусловно свидетельствует о его высоком интеллекте и типично для людей с высшим образованием. Однако, что определенного можно сказать о тех, кто лайкает на сайт с описанием приготовления разновидности картофеля-фри, допустим, Curly Fries? Любители американской сатирической передачи Colbert Report обладают достаточно высоким показателем интеллекта, в отличие от тех, кто выбирает кнопку "Нравится" под Harley Davidson.
Исследователей поразил следующий факт. Они задавали респондентам вопрос: на момент достижения ими 21 года, состояли ли их родители в браке или же находились в разводе. Психологам давно известно, что развод родителей имеет долгосрочные последствия даже для повзрослевших детей, но удивило то обстоятельство, что об этом можно узнать даже из "лайков" на "Фейсбуке". Результаты исследования убедительно свидетельствуют, что алгоритм "угадываний" по кликам "Нравится" не опускался ниже 60%. Достаточно высокий показатель.
При этом неважно сколько раз пользователь лайкнет. Во время экспериментов количество кликов на кнопку "Нравится" колебалось от одного до 700 раз. Даже один случайный "Лайк" может многое сказать о кликнувшем на него. Количество последующих "лайков" всего лишь повышает результативность оценки индивида.
Чтобы убедиться в правильности сделанных ими выводов, ученые предлагают всем зарегистрированным пользователям "Фейсбука" взглянуть на собственный портрет, пройдя по ссылке.
Какой частью информации о себе человек хотел бы поделиться добровольно, а какие приватные сведения для него желательно было скрыть от окружающих. В будущем количество цифровой информации увеличится настолько, что затруднит процесс ее контролирования и дозирования. Исследователи рекомендуют социальным сетям обращать большее внимание на прозрачность и предлагать своим пользователям больше возможностей для контроля.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"