Если за нами наблюдают пришельцы из космоса, то они несомненно, заметят, что люди — довольно-таки странные существа. Сначала они разрабатывают средства уничтожения друг друга и только уже потом, на их основе, пытаются сделать что-нибудь полезное и в мирной жизни. Вот точно так обстоят и дела в современной беспилотной авиации. Сначала были придуманы и созданы беспилотники-разведчики, затем ударные самолеты, и вот теперь, когда их конструкция достигла совершенства, их понемногу начинают применять еще и в мирных целях.
Да, но где и как сегодня могут и должны применяться беспилотные летательные аппараты? В первую очередь это, конечно же, сельское хозяйство. Потому, что при помощи БПЛА сегодня можно не только следить за качеством земли и посевов, но и "точечно" удобрять почву, либо распылять пестициды.
Второе — и очень важное направление, это охрана лесов от пожаров. "Мне сверху видно все, ты так и знай!" — это не только слова песни из популярного кинофильма, но и прямое указание на то, что маленький БПЛА сможет "осмотреть" сверху огромные территории и вовремя оповестить людей на земле о том, что где-то там над лесом вьется дым. Причем если БПЛА достаточно велик, то он сможет ещё и сам начать тушение, сбросив на объект бомбы химического тушения.
Россия в этом направлении пока ещё заметно отстает от зарубежных производителей, в особенности в том, что касается электронной начинки, занимающей львиную долю в стоимости аппарата. При этом, главная проблема отечественной промышленности — недостаточная элементная база, поэтому в России пока что используются зарубежные разработки, микросхемы и другие элементы для создания БПЛА. Тем не менее, мирные беспилотники разрабатываются и у нас, причем ничуть не менее эффективные, чем за рубежом!
Целый комплекс для подобных нужд разработали ученые кафедры летательных аппаратов Таганрогского технологического института Южного федерального университета. Работа велась в течение двух лет, и сегодня разработчики уже готовы представить систему сельхозпроизводителям.
"Новый комплекс будет являться частью системы, цель которой оказывать услуги по мониторингу состояния пахотных земель. Это и всхожесть посевов, и состояние удобрений. А в перспективе — это и внесение микроудобрений", — рассказывает о проекте заместитель заведующего кафедрой летательных аппаратов ЮФУ Олег Носко.
Аппарат получил название "Рассвет" в честь поселке, где он испытывался, и, надо сказать, что донские производители им уже заинтересовались. Они готовы участвовать в проекте. Для этого на территории хозяйств необходимо будет создать соответствующее технологическое звено, экипаж для управления и обучить персонал.
Сегодня стоимость комплекса "Рассвет" соизмерима со стоимостью автомобиля седан бизнес- класса. Для управления также необходима наземная станция и компьютерный комплекс обработки информации, а также "экипаж" — операторы управления информационным обеспечением и собственно пилоты аппаратов.
Что же касается технических характеристик БПЛА, то самолет весит 6 кг, при этом камеры дают хорошее качество изображения. В зависимости от погодных условий, он может находиться в воздухе около 2-3 часов. Вертолет, который планируют использовать в качестве носителя удобрений, летает порядка часа, чего, впрочем, вполне достаточно, чтобы долететь до нужного места, зависнуть надо ним и произвести их распыление.
За рубежом также считают, что основными потребителями беспилотной продукции в мире станут фермеры. К такому выводу пришли исследователи американской организации AUVSI, которая изучает рынок БПЛА. При этом, подчеркивается, что у России есть все шансы занять в этой области лидирующие позиции.
"Сейчас рынок гражданской беспилотной техники, нацеленный на сельскохозяйственное направление, считается наиболее перспективным в мире. Поскольку военная ниша уже практически закрыта имеющимся и развивающимся модельным рядом, в отличие от нее агрониша пока что не заполнена. Там для нее еще непаханое поле, и в том числе там имеются большие финансовые ресурсы. И, конечно, есть большая экономическая выгода использования таких средств в сельском хозяйстве", — рассказывает руководитель проекта "Рассвет".
Кроме сельского хозяйства у гражданских БПЛА есть и еще одно актуальное и перспективное направление — это аэрокиносъемка, в частности, для кинематографа и телепередач. Тут применение беспилотника может не только сэкономить время, но и в некоторых случаях сберечь жизни людей.
Так, например, недавно в Калифорнии произошла авиакатастрофа, в которой разбился вертолет съемочной группы канала Discovery. После этого в киноиндустрии заговорили о том, что нужно уходить от использования вертолетов с людьми при опасном маневрировании над сложными рельефами.
Два вида беспилотных летательных аппаратов "Иркут-3" и "Иркут-10" представили на полигоне под Брестом специалисты 927-го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов ВВС и войск ПВО Беларуси. Оба комплекса позволяют вести мониторинг и передавать на землю телевизионную, тепловизионную и фотографическую информацию в режиме реального времени, а также определять координаты указанных оператором наземных объектов.
Читайте также: Гибрид самолет-вертолет: кто сделает раньше?
Пульт управления, внешне напоминает ноутбук, к которому добавлен планшетный компьютер, на который сохраняется вся информация, получаемая с БПЛА.
Летают электролеты на автопилоте по заранее заданным координатам. Тем не менее, оператор в любой момент может сам "сесть за штурвал", а точнее, за клавиши. При этом электронная "начинка" аппарата продолжает работать и не дает ему рухнуть на землю в случае очень уж грубого управления и ошибок пилота. Пока что главным недостатком таких вот сверхлегких аппаратов, является их метеозависимость. Во-первых, при низкой видимости качество картинки, передаваемой на пульт управления, существенно снижается, а во-вторых, при наличии осадков их применение может быть небезопасным из-за угрозы обледенения.
Так что "процесс пошел". Причем в США где, например, уже сегодня есть около 200 моделей различных БПЛА, потребность в сугубо мирных аппаратах настолько велика, что там предпринимают попытки использовать в мирных целых даже боевые аппараты Predator ("Хищник"). Сегодня его гражданские модификации применяются и для пограничной службы, и для проводимых NASA геофизических исследований. Другой аппарат — маленький самолетик SkySeer снабжен двумя видеокамерами. Он работает на литиевых батарейках и держится в воздухе до 70 минут. Этот малыш — прекрасный помощник для полицейских, пожарных и ученых, изучающих миграции животных. И все это только небольшая часть из 11 гражданских моделей БПЛА, имеющихся сегодня в США. А так как рынок есть рынок, то количество их будет только увеличиваться, чтобы перекрыть все возможные целевые и ценовые ниши.
Потенциал использования беспилотных аппаратов в гражданских целях поистине безграничен, однако полеты этого класса авиации жестко ограничены законодательством США. Во-первых, таким самолетам разрешено летать только в строго очерченном воздушном пространстве — за пределами зон полетов обычной гражданской авиации. Так что если вы, например, решили заняться контрабандой на мексиканской границе, то вам следует всего лишь выяснить, какой из её участков контролируется БПЛА обойти его стороной. Поэтому сегодня производители беспилотных летательных аппаратов хотят, чтобы Федеральное авиационное агентство США разработало новые правила, в которых предусматривалось бы место и для беспилотной авиации. Впрочем, авиационное агентство не спешит что-либо менять. Причина — угроза возможных столкновений.
Впрочем, потенциальные пользователи БПЛА горят нетерпением пустить их в дело. Они понимают, что эпоха самолетов-роботов уже началась и скоро нам будет даже трудно себе вообразить, как мы вообще раньше обходились без этих летательных аппаратов. Не верите? Напрасно! Представьте, что вы назначили своей девушке романтическое свидание на… мосту Ватерлоо! Но… в спешке забыли купить ей букет цветов! Впрочем, с БПЛА это уже не будет проблемой. Вы делаете заказ по своему мобильному телефону точно так же, как вы сегодня вызываете такси, и небольшой винтокрылый аппарат тут же доставляет его из ближайшего магазина прямо вам в руки!
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"