Крабы тоже чувствуют боль

Крабы способны чувствовать боль

Ученые из Королевского университета в Белфасте (Великобритания) изучили реакцию прибрежных крабов на слабые удары электрическим током и выяснили, что они тоже способны чувствовать боль. Получается, что кидать ракообразных в кипяток, пока они еще живы, не является этичным — такой метод готовки причиняет этим животным непереносимые страдания.

Знакомо ли омарам, крабам и другим ракообразным чувство боли? Кидая их в кипяток, мы предпочитаем думать, что нет. Некоторые из нас испытывают некоторые терзания, услышав, как членистоногие "стучатся" в стенки кастрюли с кипящей водой, но все это отходит на второй план, как только мы вскрываем панцирь и добираемся до сочного мяса.

Нам не придет в голову проделать тот же трюк с живой курицей или свиньей — их мясо попадает в наши холодильники уже разделанным и расфасованным, но ракообразные — это же совсем другое, правда? Они даже не чувствуют боли, да?

На самом деле, похоже, что чувствуют. К такому выводу пришли исследователи Роберт Элвуд и Барри Мэги из Королевского Университета в Белфасте, изучив реакцию прибрежных крабов на слабые удары электрическим током. Для своего эксперимента ученые взяли 90 крабов и посадили их в ярко освещенный контейнер с двумя темными "норами" — прибрежные крабы, как и многие другие ракообразные, любят прятаться в укромных темных уголках.

Читайте также: Съешь раков — спаси природу

После того, как крабы разбрелись по "опытному полю", ученые подвели ток к одной из двух "нор". Дав членистоногим отдохнуть, их снова поместили на освещенную площадку. Крабы отправились в облюбованную ими нору, но там их опять ждал удар током. На третий раз шокированные крабы выбрали другую нору, а ту, где их били током, не пошли.

Выбор крабов, говорит Элвуд, свидетельствует о том, что им не понравились испытанные ощущения: "Пережив два раунда потрясений, крабы научились обходить то место, где получили удар током. Они были готовы отказаться от убежища, чтобы избежать источника вероятной боли".

Эксперимент проведен, безусловно, грамотно, хотя и несколько жестоко — другого способа выяснить, чувствует ли глухое беспозвоночное то, что мы называем болью, нет. Ключевым моментом тут является изменение поведения. Если уколоть краба иголкой, он дернется, но это рефлекторная реакция, которую демонстрируют практически все животные. Испытуемые же запоминали, в какой норе их ждут неприятные ощущения, и меняли свое поведение — а это говорит о способности крабов чувствовать. "Не знаю, что происходит в голове у крабов, но их поведение выходит за рамки простого рефлекса и соответствует всем критериям ощущения боли", — заключает Элвуд.

Исследование Элвуда и Мэги стало не первым в этой области. На самом деле, в научном и кулинарном мире уже давно ведутся споры относительно того, каково членистоногим быть сваренными заживо в кипятке. Этот вопрос попытался осветить писатель Дэвид Фостер Уоллес в своем эссе "Рассмотрим лобстера": "Вот вопрос, который может возникнуть на кухнях по всей территории США: допустимо ли кидать живое существо в кипяток ради удовлетворения наших вкусовых потребностей? Это сентиментальность или занудство? Что значит "с ним все в порядке" в этом контексте? Это всего лишь вопрос личного выбора?".

Мы вряд ли доподлинно узнаем, способны ли омары чувствовать боль или нет, поскольку нам не дано понять чувства существа, находящегося по другую сторону видового барьера. Но в этическом плане это и не важно. Варка ракообразных живьем отличается от всех других способов приготовления мяса. На самом же деле мы едим говядину, свинину, курицу и пресловутых омаров не потому, что боимся умереть, а потому, что нам нравится их вкус и мы нашли способ решить для себя этическую дилемму.

Читайте также: Японские раки съели… остров

Вот что по этому поводу думает Уоллес: "Не исключено, что будущие поколения будут относиться к нашим пищевым пристрастиям так же, как и мы — к ацтекским жертвоприношениям. На мой взгляд, это экстремальное сравнение, и все же мне кажется, что в моральном плане животные менее важны, чем человек. И когда речь касается защиты этой веры, я должен признать две вещи.

Во-первых то, что у меня есть очевидная корысть, поскольку мне нравится есть мясо определенных видов животных и я хочу иметь возможность продолжать это делать. Ну и конечно то, что мне не удалось разработать личную этическую систему, в которой эта вера была бы действительно оправдана чем-то другим, а не эгоистическим удобством".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить