Федеральное космическое агентство опубликовало программу развития российской космонавтики на 2013-2020 годы. Одним из важнейших направлений станет разработка нового транспортного модуля для доставки космонавтов и грузов на международную орбитальную станцию. Ожидается, что он придет на смену уже морально и технически устаревшим "Союзам".
Особое внимание ФКА собирается уделить развитию направлений, в которых у России имеются конкурентные преимущества, например, в сфере предоставления услуг по транспортировке грузов на орбиту, постройки ракетных двигателей и пилотируемых полетов. Речь идет в первую очередь о разработке нового "транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой". Планируется, что летно-конструкторские испытания новинки будут завершены к 2018 году, а к 2020 году она сможет заменить собой аппараты "Союз", которые после того, как была свернута программа запуска шаттлов, остаются единственным на сегодняшний день транспортным средством для "рейсового сообщения" с МКС.
Шаттлы — американские транспортные космические корабли многоразового использования — эксплуатировались в рамках программы НАСА "Космическая транспортная система" (Space Transportation System). Программа просуществовала 30 лет — с 1981-го по 2011 год. За этот срок было построено пять шаттлов. Первоначально предполагалось, что каждый из них на протяжении периода эксплуатации совершит до 100 полетов в космос. Но на деле было совершено в общей сложности всего 135 запусков, причем два шаттла потерпели крушение…
Читайте также: Эпоха шаттлов подходит к концу
По ряду причин дальнейшее использование "космических челноков" было признано нецелесообразным. Последние полеты состоялись в феврале, мае и июле 2011 года, после чего шаттлы заняли свое место в музеях и научных центрах. Было решено, что вплоть до 2015 года американских космонавтов станут доставлять на орбиту наши отечественные "Союзы".
"Союз-2", в свою очередь, представляет собой семейство трехступенчатых ракет-носителей среднего класса, созданное на основе модернизации ракеты "Союз-У" разработчиками из ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (Самара). Они предназначены для выведения космических аппаратов с существующих стартовых комплексов на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе, для запуска пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе МКС. Масса полезной нагрузки, выводимой "Союзами" на низкую орбиту Земли, может составлять, в зависимости от модификации и точки запуска, от 2800 до 9200 килограммов.
Пока "Союзы" доживают свои последние годы, будут построены космические корабли "новой формации", предназначенные для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию, в том числе и модули российского производства.
Помимо этого, среди пунктов отечественной космической программы — постройка ракетного комплекса "Ангара-А5", модернизация космодромов Плесецк и Байконур, развертывание последовательно в 2015-м и 2018-м годах первой и второй очередей объектов нового российского космодрома "Восточный".
Будут разрабатываться и новые технологии, касающиеся спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли, навигационного обеспечения, поисковых работ, мониторинга чрезвычайных ситуаций и прочего. Так, в рамках развития системы позиционирования ГЛОНАСС будут запущены аппараты "Глонасс-К" с расширенными функциями, которые, как ожидается, к 2015 году смогут гарантировать точность определения местоположения объекта с погрешностью не более 1,4 метра, а к 2020-му — не более 0,6 метра.
Предполагается также строительство трех космических обсерваторий — "Спектр-УФ", "Спектр-М" и "Гамма-400", где будут проводиться исследования астрофизических объектов в электромагнитном, гамма- и высокоэнергетическом диапазонах.
Еще одно направление касается лунных исследований. Они будут осуществляться при помощи орбитального аппарата "Луна-Глоб" и двух посадочных модулей "Луна-Ресурс. Также существуют проекты по доставке на Землю образцов лунного грунта с целью их детального изучения. Наконец, программой запланировано обратить внимание на международно-правовые аспекты, связанные с отечественной ракетно-космической промышленностью.
Читайте также: Ушедший год навсегда изменил космонавтику
Согласно предварительным подсчетам, общая стоимость финансирования государственной космической программы составит 2,1 триллиона рублей. Сюда входят и внебюджетные источники. Как и НАСА, ФКА намерено активнее привлекать к программам освоения космоса частные структуры.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"