Итальянских сейсмологов осудили за "неправильный" прогноз

Драмы науки: судилище как в Средние века

В Италии завершился беспрецедентный процесс: шестеро ученых-сейсмологов обвинены в том, что их неверный прогноз привел к многочисленным жертвам при землетрясении 2009 года в Л'Акуиле, то есть в убийстве по неосторожности. Они отправились в тюрьму на шесть лет. При этом они пользовались общепринятым вероятностным методом. Справедлив ли приговор?

Многие помнят сказку про то, как осел съел Луну. Сюжет ее прост: жители одной средневековой деревушки, увидев начало лунного затмения, растерялись, поскольку не понимали, что происходит. И тут один из них (видимо, самый "умный") сообщил остальным, что перед началом затмения видел, как осел его соседа пил воду из лужи, где отражалась Луна.

Вывод последовал сразу же: во всем виноват осел — вместе с водой он проглотил "ночную царицу". Бедное животное тотчас же схватили и стали судить. Поскольку осел ничего не мог рассказать (что вполне естественно, он же по-человечески говорить не умеет), то было решено выбить из него признание с помощью палок. Осла стали бить, он заревел и в этот момент… затмение кончилось. Крестьяне решили, что когда виновник открыл рот, то Луна выскользнула из его брюха и вернулась на небо. Словом, справедливость восторжествовала.

Это сказка достаточно известна, однако мало кто знает, что такой суд действительно был. Во французских документах XV века о ведовских процессах есть упоминание о похожей истории, которая произошла в одной из деревень Прованса. Правда, для осла она закончилась трагически — его обвинили в колдовстве и повесили (собственно говоря, момент окончания затмения совпал со смертью животного). Однако выводы из этой ситуации крестьяне и священник, исполнявший роль судьи, сделали точно так же, как и герои сказки.

До сих пор принято было считать, что процессы, напоминающие театр абсурда в духе Ионеско, остались в прошлом. Мол, в наш просвещенный XXI век подобного невежества быть не может, особенно в цивилизованных странах — все-таки образование нынче практически всеобщее, и уж элементарные вещи о том, как устроено мироздание, знает любой обыватель. Увы, похоже, это заблуждение — желающие судить осла за то, что он съел Луну еще находятся. И, что самое страшное, таких оказывается достаточно среди профессиональных судей.

Читайте также: Метеорологи врут или ошибаются?

Речь шла о трагическом землетрясении, что произошло в городе Л'Акуила 6 апреля 2009 года в 3:32 часа ночи по местному времени. По данным Национального института геофизики и вулканологии Италии, гипоцентр этого землетрясения находился на глубине 8,8 километра в пяти километрах от центра несчастного города, расположенного в 95 километрах северо-восточнее Рима. Колебание тверди явно ощущалось как в самом Риме, так и на побережье Адриатики на востоке страны. Это землетрясение признали самым разрушительным на территории Италии за последние 30 лет.К чему это я говорю? А к тому, что недавний процесс над шестью итальянскими учеными и одним чиновником, которых обвиняли в неверной оценке вероятности землетрясения в городе Л'Акуила, завершился вынесением обвинительного приговора, чрезвычайно похож на вышеупомянутую историю. Напомним: больше года назад итальянский суд выдвинул обвинение против президента Национального института геофизики и вулканологии Энцо Боски, директора Национального центра землетрясений Джулио Сельваджи, вулканолога Римского университета Roma Tre Франко Барбери, профессора физики Земли Университета Генуи Клаудио Эвы, главы управления сейсмических рисков Министерства гражданской защиты Мауро Дольче и директора Европейского центра по подготовке кадров и исследований в области сейсмостойкого строительства Джан-Микеле Кальви. Позже на скамье подсудимых оказался и бывший глава Министерства гражданской защиты Гвидо Бертолазо — тот самый чиновник, который, основываясь на выводах ученых, заявил жителям, что никакой опасности нет.

Согласно официальным данным, от землетрясения погибли 309 человек в самом городе и около полусотни в его окрестностях. Катастрофа разрушила около 15 тысячзданий, в результате29 тысяч человек остались без крова. Словом, замять это событие никак не получалось, и после того, как власти и жители отошли от шока, они сразу же начали искать виноватых.

Честно говоря, далеко ходить было незачем — все помнили, что шесть вышеназванных авторитетных специалистов в области сейсмологии принимали участие в совещании, состоявшемся в Л'Акуиле 31 марта 2009 года, в ходе которого им было предложено оценить риск крупного землетрясения в связи с несколькими толчками, зарегистрированными в городе в предыдущие месяцы. Встреча закончилась очень быстро, после чего представители Министерства гражданской защиты и местных органов власти успокоили население, заявив, что незначительные толчки совсем не означают того, что землетрясение состоится, сославшись при этом на заключение специалистов

Более того, заместитель главы Министерства гражданской защиты Бертолазо Бернардо де Бернардинис объявил прессе: "Научное сообщество говорит мне, что нет никакой опасности, поскольку происходит постоянный сброс энергии". Большинство сейсмологов сразу же отметили, что уважаемый Бернардинис сказал чепуху. Однако тот ловко вывернулся: он, дескать, лишь передал слова ученых, ничего не прибавив и не убавив. Тогда на это не обратили внимания, однако позже, во время процесса, данное заявление стало дополнительным поводом обвинить ученых в некомпетентности.

Процесс над сейсмологами длился более 13-ти месяцев и вызывал весьма неоднозначную реакцию ученых. Большинство специалистов заявляло, что все действо от начала до конца является абсурдом — нельзя обвинять ученых в том, что они дали неверное заключение о возможности землетрясения, поскольку подобные явления природы вообще сложно предсказать. Но были и другие мнения. Так, Лаллиану Муалчина, бывший главный сейсмолог Министерства транспорта Калифорнии, который выступал на суде в качестве эксперта, дал действиям своих итальянских коллег весьма нелестную оценку.

По его словам, обвиняемые в своем заключении отталкивались от частоты землетрясений в этом районе, что было неправильно. Действительно, метод вероятностного анализа сейсмической опасности применяется во многих странах, но он систематически занижает эту самую опасность, ибо не учитывает крупномасштабных и редких явлений. "Частота не играет никакой роли. Что действительно имеет значение, так это крупное землетрясение — вроде того, что было в прошлом. Оценка риска должна основываться именно на этом. Вот причина, по которой научное сообщество постепенно отказывается от вышеуказанного метода", — сказал тогда г-н Муалчина.

Он также подчеркнул: "Итальянская сейсмология — одна из лучших в мире. Но накопленные знания не были использованы, и ученые отвечают за это. Они были осведомлены о высоком риске в этой области, но не стали советовать людям быть осторожнее". Однако коллеги Муалчины сразу же заявили, что данное высказывание абсолютно некорректно. Так, Дэвид Розери из Открытого университета (Великобритания) заметил, что все заключения ученых были абсолютно правильными вне зависимости от метода, которым они пользовались. Ведь в то время можно было констатировать лишь низкий уровень сейсмичности, который и впрямь едва ли мог предвещать сильное землетрясение. Конечно же, никогда нельзя быть уверенным в том, что землетрясения не случится, однако если бы сейсмологи заявили об опастности, опираясь на те данные, что имели, им просто никто бы не поверил.

Кроме того, мало кто принял во внимание, что у обвиняемых не было возможности в полной мере использовать другие методы — ведь в Италии из-за недавнего кризиса было урезано финансирование многих отраслей науки, в том числе и всех сейсмических проектов. Им оставалось использовать лишь то, что было в их руках — то есть тот самый вероятностный метод.

Те, кто был на стороне обвиняемых, также отмечали, что вероятностный метод сейчас используется во всех отраслях, где строятся долгосрочные прогнозы — например, в метеорологии, вулканологии, при оценке состоянияокружающей среды. Такимобразом,осуждение ученых за то, что они его применили, заставит усомниться в добросовестности работы всех вышеперечисленных служб. Конечно, лучше учитывать все возможные факторы, в том числе и редкие, однако каким образом сейсмологи могли это сделать? Ведь для такого анализа нужны мощнейшие суперкомпьютеры, которые есть далеко не в каждой лаборатории.

Да и можно ли учесть все на свете? Вот, например, недавно сейсмолог Пабло Гонсалес из Университета Западного Онтарио (Канада) и его коллеги, разбираясь с похожим на катастрофу в Л'Акуиле "внезапным" землетрясением близ Лорки на юге Испании (оно произошло 11 мая 2011 года и вызвало гибель девяти человек), выяснили одну интересную деталь. Собственно говоря, о том, что на разломе, где стоит Лорка, напряжение накапливается, знали давно. Однако никто не предполагал столь внезапного возникновения сильных толчков, да и к тому же с гипоцентром всего в трех километрах от поверхности Земли.

Так вот, исследование группы Гонсалеса показало, что преждевременное землетрясение спровоцировала человеческая деятельность. С 1960 года здесь проводились работы по осушению, в результате чего уровень грунтовых вод в этой местности снизился на 250 метров, и земля теперь проседает примерно на 15 сантиметров в год. А перед землетрясением произошло резкое проседание на 20 сантиметров, что и "аукнулось" в глубинах. Как отметил сейсмолог Жан-Филипп Авуак из Калифорнийского технологического института (США), знакомый с выводами группы, если бы не систематические работы по осушению местности вокруг Лорки, то землетрясение могло быть более глубоким и менее разрушительным. Ведь в этом случае стресс накапливался бы медленнее.

Возвращаясь к ситуации с предсказанием итальянских сейсмологов, следует заметить, что и тогда мог подействовать некий фактор (в том числе и антропогенный), о существовании которого ученые и не догадывались. Землетрясения — достаточно сложный процесс, и запустить его может даже незначительное воздействие. Это следует из положения теории систем, гласящего: "Чем сложнее система, тем меньшее по силе должно быть воздействие, способное сделать ее поведение непредсказуемым".

Однако, похоже, судьям было вовсе не до научных тонкостей — в их задачу входило не установить истину, а успокоить разгневанную публику. В итоге семерых подсудимых признали виновными в убийстве по неостородности и приговорили их к шести годам тюремного заключения. Кроме того, им запрещено состоять на государственной службе в течение года, а еще надлежит выплатить компенсацию семьям погибших в среднем по 100 тысяч евро за каждую из 29 жертв, перечисленных в обвинительном заключении. Следует заметить, что подобный приговор привел в замешательство не только адвокатов, но и… прокурора Фабио Пикути, который просил для подсудимых максимум четыре года заключения.

Шокированным оказалось и научное сообщество. Адвокат доктора Боски Марчелло Меландри отметил: "Теперь в Италии участятся ложные тревоги в подобных ситуациях, потому что в случае сомнений экспертам будет проще перестраховаться. В результате прогнозы будут все менее и менее надежными". А Малкольм Сперрин, директор отделения медицинской физики Королевской беркширской больницы (Великобритания), высказался более категорично — он заявил, что если требовать от ученых сверхточных прогнозов и сажать за неточные, то вся наука, от медицины до физики, не сможет сказать ни слова.

Читайте также: Тайны и ошибки учения Николая Коперника

Несмотря на то, что осужденные собираются подать апелляцию, сам факт подобного процесса весьма и весьма настораживает — очень уж он напоминает тот самый суд над ослом. Остается лишь надеяться, что вышестоящая инстанция пересмотрит решение судьи, ибо абсурдно обвинять людей всего лишь в том, что они действовали, руководствуясь здравым смыслом, и не могли предвидеть всего…

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить