Ученые доказали: дети способны привязываться к роботам, как к живым существам. Малыши и подростки охотно общаются с человекоподобными автоматами и приписывают им способность чувствовать. Специалисты утверждают, что наша психика невольно очеловечивает предметы, похожие на биологические объекты. Безопасно ли это, и что принесет развитие робототехники?
Все помнят, какой фурор в конце 90-х годов произвели тамагочи — модные японские игрушки. Дети умоляли родителей купить им электронного питомца. Поначалу родственники были только рады: приобрести маленькое устройство куда легче, чем содержать в доме живого щенка или котенка. Никакого шума, неприятных запахов, испорченной мебели или прогулок в шесть утра…
Но вскоре заголовки желтой прессы запестрели тревожными сообщениями: из-за "гибели" игрушечных питомцев дети впадали в настоящую депрессию, а некоторые даже предпринимали попытки суицида, порой, к несчастью, успешные. В Японии детские самоубийства из-за смерти тамагочи на время стали чуть ли не массовой эпидемией.
Психологи и педагоги спохватились не сразу: взрослые совершенно упустили из виду, что детская привязанность распространяется не только на живых существ. У многих в детстве была любимая кукла, плюшевая игрушка, а порой даже машинка, расставаться с которой не хотелось, даже когда вещь приходила в полную негодность. Электронные зверушки успешно имитировали живого питомца, вот только цикл их жизни был намного короче — от нескольких дней до нескольких недель.
Читайте также: Робот обнимет и глазом не моргнет
Тамагочи, проживший больше месяца, считался долгожителем. Психика многих детей оказалась не готова к столь быстрой утрате виртуального друга — тем более, что на тот момент электронные гаджеты были еще в новинку, и "очеловечивать" их пытались не только дети, но и люди старшего возраста. (Кто хотя бы раз в жизни не видел взрослого человека, ругающегося на "непослушный" компьютер?)
Как выяснили недавно ученые из Университета Вашингтона (США), даже детям XXI века свойственно привязываться к роботам. Психологи наблюдали за тем, как общаются с роботом 9-, 12- и 15-летние мальчики и девочки.
В качестве виртуального знакомого экспериментаторы использовали модель человекообразного робота Robovie от компании Vstone, чем-то напоминающего знаменитого Валли из мультфильма. Ребят оставляли с роботом наедине, хотя на самом деле поведением их электронного приятеля дистанционно управлял один из исследователей. Как оказалось, 80 процентов детей и подростков отнеслись к роботу как к живому, а 60 процентов даже поверили, что он сам испытывает какие-то чувства. Они здоровались с роботом за руку, обнимали, разговаривали с ним.
В ходе эксперимента детям предлагали сыграть с роботом в игру вроде "горячо-холодно": каждый участник по очереди должен был угадать и принести предмет, который задумал другой. Психологи подговаривали ребенка отправить робота в платяной шкаф, и в то же время заставляли Robovie отказаться идти туда: робот жаловался, что в шкафу "темно и страшно". Более половины детей решали не настаивать на походе в шкаф, чтобы не пугать своего электронного друга. Когда детей просили прервать игру, они говорили, что должны роботу ответный ход. После эксперимента более 50 процентов детей признались, что могли бы доверить Robovie свои секреты.
Впрочем, дети все же не смогли полностью приравнять автоматическое устройство к человеку. Большинство из них признались, что не стали бы наделять Robovie правом голоса и не считают аморальной продажу и покупку роботов. Психологи предполагают, что отклик у детей был таким живым, потому что автоматом все-таки управляли живые люди, из-за чего реакции робота были разнообразными и эмоциональными. Не исключено, что подчиняйся робот одному и тому же простому алгоритму, ребятишки быстро сочли бы его бездушной машиной.
Довольно скептично экспериментаторы отзываются и о возможности создания электронных нянек. Не понятно, какую программу придется закладывать в такие устройства, говорят они. Сколь сложным бы ни был алгоритм, он не сможет скопировать человеческую психику и не заменит ребенку ни родителя, ни живого воспитателя. Так что "робототехническим" утопиям Булычева и Азимова пока что суждено остаться вымыслом.
Хотя есть и другие мнения. Некоторые психологи утверждают, что психика даже взрослого человека весьма эмоционально реагирует на объект, выглядящий как биологическое существо и повторяющий его движения.
"Механические объекты, которые кажутся живыми, сильно действуют на наши эмоции", — утверждает Малькольм МакАйвер, ученый из Северо-западного университета. В качестве примера он приводит сконструированную в 1739 году "пищеварительную утку".
Ее изобретатель Жак де Вокансон считается первым изобретателем настоящих роботов, а также первого полностью автоматического ткацкого станка. В конце XVII века Жак построил металлическую утку, которая состояла из 400 подвижных деталей, умела хлопать крыльями, имитировала питье воды, поедание корма и даже испражнение. Утка произвела на публику огромное впечатление и казалась людям живой.
Читайте также: "Роботы-рецидивисты" работают в команде
"Люди также часто приписывают разумность предметам, движущимся биологически реалистично", — замечает МакАйвер. По словам психологов, сходство с движениями живых существ производит яркое впечатление на нашу психику. Один из современных роботов такого типа — разработанный компанией Boston Dynamics четвероногий робот BigDog. Целью конструкторов "большого пса" было создание такого робота-автомата, который будет способен двигаться по пересеченной местности лучше, чем существующие колесные и гусеничные механизмы.
Ученые хотели, чтобы робот передвигался везде, где могут пройти человек или животное, чтобы переносить полезный груз. При этом автомат наделен искусственным интеллектом, чтобы действовать при минимальном контроле человека. BigDog снабжен встроенными системами обеспечения энергией, передвижения, сенсорами контроля и взаимодействия с человеком.
Поскольку его конструкция действительно напоминает тело и лапы с суставами, а алгоритм движения достаточно совершенен, робот и правда похож на четвероногое животное. Тут-то и дает о себе знать психологический эффект "переноса" — приписывание объектам предполагаемых свойств, мыслей или чувств, которыми они на самом деле не обладают.
Явление это куда более древнее, чем электронные устройства и даже простейшие механизмы. Перенос — в некотором смысле закон работы нашей психики, не всегда способной справиться с обилием эмоций. Древние люди, не знавшие причин природных катаклизмов, очеловечивали небо, воду, землю и огонь. Писатели и художники наделяют предметы эмоциональными свойствами: "от реки пахнуло страхом", "все вокруг стало безжизненным, равнодушным".
Специалистам по психологии знаком термин "транспортирование чувств": в тревожном или подавленном состоянии неодушевленные предметы кажутся нам недобрыми, пугающими, в приподнятом же настроении, напротив, солнце, трава, здания могут выглядеть "приветливыми", радостными. Детским психологам хорошо известно, что ребенок переносит свои чувства на игрушки — это безопаснее, чем "предъявлять" их взрослым. Скучая по маме, малыш может обнимать плюшевого медведя, а разозлившись на папу, пнуть игрушечный грузовик.
Стоит ли заигрывать с этим феноменом нашей психики, создавая "очеловеченных" роботов — вот в чем вопрос. Уже сейчас существуют автоматические устройства, способные купать человека в ванной (такие автоматы, несомненно, весьма облегчают жизнь людям с ограниченными двигательными возможностями) и роботы-няньки для занятых родителей. Специалисты прогнозируют, что с развитием этой отрасли эмоциональная связь между человеком и роботом усилится.
Еще около пяти лет назад в статье, опубликованной в журнале Science, британский профессор Ноэль Шарки — эксперт в области робототехники — призвал инженеров установить международные правила по этичному и безопасному использованию роботов. Шарки опасается, что определять области применения роботов будут не законодатели, а военные и отраслевые организации, производящие автоматические устройства.
Больше всего ученый опасался того, что злоупотреблять использованием роботов будут занятые родители, что негативно скажется на психике лишенных человеческого общения детей. Шарки заостряет внимание на том, что дети явно привязываются к домашнему роботу сильнее, чем к обычным игрушкам — он кажется им в большей степени одушевленным. Разумеется, ученого беспокоит и возможность широкого применения роботов в военной промышленности, которая переведет истребление людьми друг друга на качественно новый (если так можно выразиться) уровень.
Британец даже вспомнил три закона робототехники фантаста Айзека Азимова и предложил ввести их в новый кодекс создания и использования роботов. Законы робототехники в представлении популярного писателя звучали так:
"1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам".
Законам робототехники и возможным последствиям их нарушения (или противоречий, возникающих в процессе их выполнения) посвящен цикл рассказов Азимова. Прочесть их стоит хотя бы для того, чтобы понять, как непросто будет создать этическую систему разработчикам "разумных" роботов.