За время зимней спячки у медведей заживают раны

Зимняя спячка полезна для кожи

Недавно американским ученым удалось сделать одно интересное открытие. Наблюдая за медведями, они выяснили, что за время зимней спячки у топтыгиных полностью заживают все раны. Причем не остается даже шрамов. Кроме того, на поврежденном месте полностью восстанавливается шерсть. Каким образом подобное возможно, зоологи пока не знают. Но догадываются.

Если англичане традиционно опасаются мартовского зайца, то нашим соотечественникам лучше избегать встреч с мартовским медведем. По крайней мере, тем, кто живет в Европейской части России. Потому что именно в этом месяце топтыгины начинают выходить из спячки. И, соответственно, искать любую еду, которая только имеется.

Впрочем, причинить неприятности людям могут не только проснувшиеся бурые медведи, но также и гималайские (Ursus thibetanus), обитающие в Восточной Азии, и барибалы (Ursus americanus), живущие в Америке. Им ведь спросонок тоже есть нечего. А за зиму мохнатые засони могут потерять до трети веса своего тела.

Кстати, феномен зимней спячки у медведей до сих пор весьма активно изучается биологами. Эта физиологическая особенность мишек таит в себе немало загадок. Например, непонятно, зачем они вообще в нее впадают. Как показали исследования, взрослый медведь даже зимой может найти себе пропитание, занимаясь "подледной" ловлей рыбы или раскапывая из-под снега корешки.

Кстати, во время малоснежных зим даже в Европейской части России до трети медведей в спячку не впадают и при этом отнюдь не испытывают дискомфорта (здесь речь идет не о шатунах, которые и не прочь бы заснуть, но не могут — жира не накопили). И тут возникает еще один интересный момент.

Как показали недавние исследования, при впадении в спячку у топтыгиных полностью отключается ферментативный аппарат желудка и кишечника (подробнее об этом читайте в статье "Пентагон интересует гибернация барибалов"). Но если зима малоснежная, то этого не происходит — бодрствующие мохнатые великаны вполне нормально питаются. Возникает вопрос — что же именно регулирует режим активности пищеварения? Неужели у медведей есть свой собственный "гидрометцентр", который заранее сообщает их организму прогноз на зиму? Увы, ответов на эти вопросы ученые пока не знают.

Другая загадка зимней спячки заключается в том, что у них за это время совершенно не атрофируются мышцы. И это при том, что они проводят практически без движения достаточно длительное время. Почему так происходит — не знает никто. Однако можно не сомневаться, что врачи всего мира отдали бы многое за то, чтобы разгадать данный секрет — ведь атрофия мышц у "лежачих" больных представляет собой весьма серьезную и актуальную проблему.

Читайте также: Бессмертные медведи-мутанты живут среди нас

Недавно же американские ученые столкнулись с еще одной "медицинской" загадкой зимней спячки. Биологи из университетов Миннесоты и Вайоминга наблюдали за популяцией диких медведей барибалов вот уже 25 лет. Поведение и состояние животных они оценивали при помощи радиомаяков, которые удалось закрепить на шкуре около тысячи особей.

Ивот,анализируясостояние своих подопечных, только что вышедших из спячки, ученые обнаружили интересную вещь. Осенью шкуры многих мишек были украшены различными ранами. Некоторые из них были следами жестоких драк (по осени, когда барибалы начинаю срочно "жиреть", конкуренция за еду весьма обостряется), а некоторые оставили зубы собак или капканы. Часть медведей, которым удалось оказать медицинскую помощь в виде дезинфекции и накладывания швов, ушли на зимовку "подремонтированными". Но другие залегли в спячку так, как были, с не полностью зажившими ранами.

Так вот, увидев всех их весной, зоологи поразились — независимо от того, лечили они осенью медведей или нет, от их ран не осталось и следа. Причем, что самое удивительное, даже рубцов не было. И это при том, что если рана у медведя заживает, например, летом, шрам все равно сохраняется (и он достаточно хорошо заметен). А здесь — даже никаких намеков на то, что травма когда-то была. И никаких следов воздействия на организм попавших в рану инфекционных агентов.

Зоологи были весьма озадачены тем, что увидели. С точки зрения особенности физиологии медвежьей спячки, такого вообще быть не может. Ведь давно доказано, что во время зимнего сна температура тела у медведей существенно падает, ритм сердца замедляется, а общий уровень обмена веществ понижается до минимума. По идее, все это препятствует деятельности лейкоцитов, занимающихся "ремонтом" повреждений (они любят повышенную температуру и интенсивный метаболизм).

В конце прошлого года зоологи решили поставить проверочный эксперимент. Они выбрали 14 животных и срезали у них небольшой фрагмент кожи. Когда же этой весной ученые вновь осмотрели медведей, то увидели, что за время спячки рана почти полностью исчезла, не оставив даже шрама. И, что самое интересное, восстановились все слои кожи. Кроме того, что самое невероятное, на месте травмы появились новые волосяные фолликулы, и оно опять обросло шерстью.

Убедившись в том, что все прошло именно так, как и предполагалось, зоологи предположили, что, возможно, у медведей имеется какая то еще не известная науке система заживления ран. Причем она может работать при минимальных для млекопитающего значениях температуры и скоростях метаболизма. Скорее всего, это какой-то особый тип лейкоцитов. Хотя, не исключено, что речь может идти о перестройке режима работы обычных защитных клеток.

Если правильно второе предположение, то, скорее всего, процесс как-то контролируется генами. А если так, то эти самые гены "ремонта в экстремальных условиях" можно выделить и изучить принцип их работы. Этим и намерены заняться молекулярные биологи, коллеги первооткрывателей феномена заживления ран во время спячки, причем в самое ближайшее время. Дело в том, что к этой работе уже проявили интерес некоторые медицинские учреждения и, конечно же, Пентагон. Они и собираются оплатить исследования.

Читайте также: Страшнее панды зверя нет!

Как видите, зимний сон медведей весьма полезен для их здоровья. Так, может быть, они именно поэтому в спячку впадают? Просто для того, чтобы подлечиться…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить