Публикация выдержек из блога, который ведет дама-профессор естественных наук

Дневник профессора: страсти в науке

"Правда. Ру" продолжает публикацию выдержек из блога, который ведет дама-профессор естественных наук в американском институте. Сегодня речь пойдет о человеческих чувствах. Как быть студентке, если профессор сделал недвусмысленное предложение? Как уравновесить вдохновение и порядок? И часто ли преподавателям приходится утешать рыдающих студентов?

29 февраля 2012. Затруднительная ситуация

Студентка-старшекурсница недавно написала мне о возникших у нее трудностях. Я не буду публиковать ее письмо целиком, но с согласия самой студентки обрисую ситуацию в целом.

Студентка, о которой идет речь, проводила исследование в лаборатории крупного университета в течение нескольких лет. Работа ее продвигается успешно — настолько успешно, что недавно ее пригласили на конференцию для презентации исследования. Конференция проходила довольно далеко от университета, так что участники из разных исследовательских групп останавливались в отеле. Студентка была рада узнать, что на конференцию прибыл и директор ее лаборатории. Во время работы над исследованием она едва была с ним знакома и была рада возможности, наконец-то, пообщаться и продемонстрировать свои успехи. Но ее радость была сильно омрачена, когда однажды поздно вечером он написал ей смс с просьбой прийти к нему в номер.

На сообщение девушка не ответила и не виделась с директором лаборатории со времени того инцидента. Цитирую ее письмо:

"Мне действительно очень нравится моя нынешняя работа и моя команда, поэтому мне совсем не хотелось бы увольняться и искать другое место. Но я вовсе не уверена, что инцидент не повторится, и директор моей лаборатории не сделает мне аналогичного предложения снова. И если он еще раз скажет что-то подобное, боюсь, я скажу что-нибудь не то… Тем временем, я собиралась поступать в аспирантуру и рассчитывала получить от него рекомендательное письмо. Может быть, кто-то оказывался в похожей ситуации? Что мне делать?"

Я опубликовала это письмо, чтобы студентка могла получить все возможные советы. Предполагаю, что диапазон будет широк: от "Не делать ничего" до "Сообщить руководству, потому что он, наверняка, домогался и других студенток".

С одной стороны, выводы ясны (преподаватели не должны делать студентам такие предложения). С другой стороны, для девушки, попавшей в такие обстоятельства, ситуация очень затруднительна. Она увлеченно занималась своей работой, надеялась на поступление в аспирантуру, а теперь волнуется и не знает, как быть.

Мне делается не по себе, когда я представляю, как эта девушка будет нервничать, обращаясь к директору лаборатории за рекомендательным письмом. Скажется ли этот инцидент на его мнении о студентке? Если только профессор не извинится, сказав, что был не прав и никогда не повторит подобного предложения впредь, студентка, скорее всего, будет чувствовать себя неуютно до тех пор, пока не закончит обучение в университете (а возможно, пока не перейдет в другой).

Читайте также: Дневник профессора: уголок для девочек

Девушка боится "сказать что-нибудь не то" директору лаборатории. Думаю, ей стоит сказать: "Я чувствовала себя очень неловко". Это даст ему понять, что он перешел границы, чего ни в коем случае не был должен делать. Вообще-то, профессор должен сам знать такие вещи, но если бы он действительно это осознавал, вышеизложенной ситуации не произошло. Если после этого ей удастся повернуть разговор на ее исследование и карьерные планы, возможно, у нее есть шанс снова вернуть их общение в профессиональное русло.

27 февраля. Не ограничивайте меня!

Это очень эгоистично и нерационально, но когда мне предстоит делать доклад на конференции, я предпочитаю, чтобы его анонсировали примерно так: "Крутой доклад о науке". Желательно, чтобы в заголовке не было никаких более конкретных слов, кроме этих (крутой, наука, доклад). Я прекрасно понимаю, что люди не пойдут на выступление просто слушать, как я говорю, вне зависимости от того, о чем будет идти речь. Поэтому осознаю, что выступлению необходим более конкретный заголовок — просто для того, чтобы слушатели решили, интересно им это или нет (те, у кого есть выбор, разумеется).

Но даже в этом случае я стараюсь дать докладу как можно более неопределенное название, чтобы я могла повести речь в любую сторону — в зависимости от настроения, которое будет у меня на момент выступления. Однако многие факультеты, приглашающие выступающих, хотят не только заранее узнать название доклада, но и получить небольшое резюме. В таких случаях я принимаю правила игры, но мне не нравится анонсировать содержание речи заранее: в этом случае я чувствую себя ограниченной дополнительными рамками. Поэтому я пишу короткое и очень неопределенное резюме, без сомнения, раздражающее любого, кто хотел получить более конкретную информацию. Или могу поступить иначе: дать более конкретное резюме, но затем включить в доклад одну-две неупомянутых в нем темы.

Поэтому у меня возник закономерный вопрос. Что раздражает больше:

— доклад, резюме к которому очень туманно;

— выступление, не слишком связанное с темой, заявленной в анонсе

— ничто из вышеперечисленного; вы оцениваете качество самого выступления вне зависимости от того, что говорилось в заголовке и анонсе?

28 февраля. А вы запаслись платочками?

Как, разве я раньше не задавала этот вопрос читателям своего блога?

Скажите, держите ли вы в кабинете запас одноразовых платочков на тот случай, если студент прибежит к вам в слезах? Было бы здорово, если бы в комментариях вы пояснили: если "Да" — держите ли вы супермягкие платочки высшего качества, или раскошеливаетесь только на самые дешевые, потому что факультет не предоставляет вам денег на подобные расходы? А для тех, кто ответил "Нет": почему вы не держите их — потому что в платочках нет необходимости, или потому что вы не считаете себя обязанным утирать слезы рыдающим студентам?

(Из комментариев)

Whoosh: У меня на столе стоит коробка платков, которыми при необходимости я могу поделиться с плачущими студентами. Изначально она предназначена для меня: не то чтобы я часто плакала, просто платочки — вещь нужная. Так что могу засвидетельствовать, что предоставляю студентам платочки того же качества, которыми пользуюсь сама. Однажды студентка расплакалась у меня в кабинете. Правда, плакала она из-за трудностей, не связанных с учебой. Но в целом интересно было бы узнать: может ли факультет проспонсировать мне салфетки, ведь они нужны мне по работе?…

Читайте также: Дневник профессора: не обгоняйте женщин

MathTT: Я склонна к аллергии, поэтому в любом случае вынуждена держать запас платочков для себя. Как бы то ни было, плачущие студенты тоже нередко ими пользовались. Я не всегда работала на факультете в качестве преподавателя, и никогда не была особо суровой. Поэтому ума не приложу: почему ко мне постоянно приходят плачущие ученики? Наверное, нужно провести исследование на этот счет. Итак, я молодая женщина-профессор в той сфере науки, где в основном работают мужчины. Кроме меня, здесь работает всего одна женщина. За три с небольшим года работы на факультете я утирала слезы двум аспирантам и трем студентам старших курсов. Кстати, все они были девушками.

Аноним: Я тоже держу в кабинете коробку с платочками. Как и большинство профессоров, в основном пользуюсь ими сам. Поскольку факультет не финансирует эту статью расходов, покупаю такие, как мне нравится: высокого качества, супермягкие, с экстрактом алоэ. К сожалению, студенты нередко плачут у меня в кабинете — в основном выпускники. Отвечая комментатору Math TT, это студенты обоего пола. Первым студентом, разрыдавшимся у меня на глазах, был молодой аспирант. Но чаще все-таки девушки.

Подготовлено по материалам FemaleScienceProfessor

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить