Выдержки из блога дамы, профессора американского института

Дневник профессора: уголок для девочек

"Правда.Ру" продолжает публикацию выдержек из блога, который ведет дама-профессор естественных наук в американском институте. Почему женщинам в научном учреждении нельзя собираться больше трех? Сколько десятков периодических изданий должен просматривать настоящий ученый? И правда ли, что большинство женщин — научных работников не имеют детей?

Уголок для девочек. 21 февраля 2012

Однажды, во время поездки в другой университет, мне выделили временное рабочее место, куда я могла присесть с лэптопом и немного поработать. Это был не настоящий рабочий кабинет, а всего лишь несколько столов, поставленных в коридоре, около административного офиса. Это был довольно оживленный коридор, так что место для работы было не самое удобное, но все же неплохое.

Отправляясь в другое учебное заведение, вы никогда не знаете, какие условия для работы вам предоставят. Это может быть пустая классная комната, уголок в офисе принимающего вас факультета, несколько стульев в приемной, кабинка в библиотеке или вовсе ничего. В последнем случае я отправляюсь поработать в ближайшее кафе, чем вполне довольна. Если предполагается длительный визит, вам, скорее всего, выделят настоящее рабочее место, но во время кратких визитов его может и не быть.

Читайте также: Дневник профессора: меню и круговая порука

Так вот, возвращаясь к тому коридору, в котором мне выделили место для работы в тот раз… Это было пристанище для всякого, кому нужно как-то устроиться: посетителей, студентов, аспирантов в перерывах между занятиями и т.д. Когда я подошла к столу, там было пусто, но со временем соседние места также начали заполняться и публика все время менялась. Спустя некоторое время я заметила, что в некоторых случаях люди, проходящие по коридору, норовили отпустить замечание по поводу тех, кто расположился в этом уголке. В каком же случае, вы думаете, они считали нужным прокомментировать происходящее?

В том случае, если в уголке собирались женщины. Если там сидела парочка девушек, никто не обращал на них внимания. Но как только количество женщин равнялось или превышало три, а мужчин среди работающих за столами при этом не было, проходящие мимо начинали острить: "Что у вас здесь, встреча девочек-скаутов?", "Как можно вступить в ваш клуб или мужчин в него не пускают?" Если среди сидящих женщин оказывался один мужчина, они отпускали шутки по поводу "гарема".

Если честно, я не думаю, что это было смешно. Необходимость постоянно отвлекаться на неостроумные шутки очень раздражала. А вообще, было бы здорово, если бы три или более женщины, собравшиеся в здании научного института, не приковывали к себе такого пристального внимания.

Чтобы оставаться в курсе. 20 февраля 2012

В те дни, когда журналы еще были бумажными, я очень любила ходить в библиотеку (по холоду или жаре, в снег и в дождь, рискуя быть сраженной спортивными снарядами, которыми студенты так любят перекидываться на лужайках университетского городка). Я ходила в библиотеку по тем дням, когда последние номера моих любимых периодических научных изданий появлялись на специальной полке для свежих пополнений. У меня захватывало дух, когда я открывала оглавление. Процарапанные кем-то на полях пометки выглядели многообещающе.

Некоторые статьи были настолько интересными, что я садилась и читала их немедленно. Наиболее важные и увлекательные я копировала, чтобы внимательно перечитать их позже. Для этого использовались всевозможные виды копировальных машин, некоторые из которых были удобными, другие — очень странными. Какие-то из них принимали монеты или специальные карты, которые можно было получить только в определенном месте в определенное время. К тому же, было трудно найти копировальный аппарат, у которого бы уже не стоял какой-нибудь студент, в течение нескольких часов копирующий целый журнал или учебник. То были времена приключений.

Острые ощущения продолжаются и по сей день, хотя надобность в копировальных аппаратах отпала. Теперь свежие номера журналов приходят нам на электронную почту. Это очень удобно по многим причинам, но особенно прекрасно для людей, которые помногу путешествуют. Я задумалась об этом недавно, потому что как раз в этой четверти совершала много поездок. Мой почтовый ящик регулярно пополнялся, позволяя держаться в курсе событий. Признаю, порой у меня просто не было времени просматривать все пришедшие письма сразу, но я не удаляла их, просто откладывала чтение до тех пор, пока не освободится время.

А за сколькими периодическими изданиями в своей области следите вы? Я просматриваю 20-25 журналов регулярно, и есть еще множество изданий, в которые я заглядываю время от времени. Причем эти 25 изданий охватывают лишь несколько областей в той сфере науки, на которой я специализируюсь. Я рада, что их не больше.

Эффект "мам по соседству". 17 февраля 2012

Помню, как много лет назад я сидела на небольшой встрече женщин-выпускниц и научных сотрудников и речь зашла о том, как трудно совмещать научную работу с материнством. Одна из выпускниц сказала, что даже не думала об этом, поскольку не имела "примеров для подражания". Я обменялась озадаченными взглядами с другими научными сотрудницами: дело в том, что у всех нас были дети. Девушка не могла не знать об этом, поскольку все участники той встречи были знакомы друг с другом. Еще одна научная сотрудница с нашего факультета в тот раз не пришла, но и у нее был ребенок.

Я спросила выпускницу, зачем ей искать примеры, когда несколько из них находятся у нее перед глазами. Девушка ответила, что у большинства женщин-профессоров детей все-таки нет, так что "образцов" все равно недостаточно. Что ж, это можно понять, хотя "недостаточно" это не то же самое, что "нет совсем". Но действительно ли так важна некая "критическая масса" людей, с которых можно брать пример? Возможно, подумала я, это чересчур опасливая и негативная стратегия поведения.

Читайте также: Дневник профессора: не обгоняйте женщин

Мне этот подход точно не близок. Когда родилась моя дочь, ни у кого из моих знакомых научных сотрудниц детей не было. Но я знала, что в других учреждениях несколько женщин обзавелись детьми и очень счастливы. Но мне не приходило в голову сравнивать статистику и каким-то образом ориентироваться на нее. В том смысле мое ближайшее окружение никак на меня не влияло.

Тем не менее, интересно было бы прояснить вопрос: насколько ближайшее окружение влияет на важные решения в нашей жизни?

Подготовлено по материалам FemaleScienceProfessor

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить