за прагматичный расчет и моральные ценности у человека ответственны разные отделы мозга

Ангелы и демоны живут в разных отделах мозга

Вы слышали выражение: "Все имеет свою цену"? Но, оказывается, за прагматичный расчет и моральные ценности у человека ответственны разные отделы мозга. Если что-то проходит по "моральному" ведомству, то нас не заставишь изменить своим принципам ни за какие деньги. Это экспериментальным путем выяснила группа ученых из Университета Эмори (США).

В ходе эксперимента нейрофизиологи отобрали 27 женщин и 16 мужчин. Испытуемых попросили оценить несколько суждений. Например, высказать свое мнение о некоторых религиозных максимах или дать оценку утверждениям: "Я считаю, что в торговле детьми нет ничего предосудительного". Среди предлагаемых суждений были и совершенно невинные, типа: "Я предпочитаю драже разных цветов". В то время как добровольцы высказывались, исследователи измеряли активность их мозга путем магнитно-резонансной томографии.

Читайте также: Мозг не отличает сон от яви

После этого участникам предлагалось подписать бумагу, в которой утверждалось нечто, противоречащее их моральным убеждениям — допустим, что они якобы соглашаются, что детьми можно торговать. В обмен на отказ от принципов испытуемому вручали некоторую сумму денег.

И что же? Если человек ставил свою подпись под документом, то у него "включались" те зоны мозга, которые, как ученым уже было известно ранее, бывают задействованы, когда мы рассчитываем выгоду от какого-то дела, решаем, насколько оно может быть для нас рентабельным…

Но были и такие, кто наотрез отказывался соглашаться "заключать сделку с дьяволом", несмотря на то, что это была пустая формальность, и никаких последствий ни для него, ни для кого-либо еще это иметь не могло. При этом у них отмечалось возбуждение вентролатерального участка префронтальной коры, который, как считается, участвует в формировании абстрактного мышления, а также височно-теменной спайки, "отвечающей" за моральный выбор.

Так что некоторые наши ценностные установки и жизненные принципы действительно не имеют цены: ими управляют те зоны мозга, которые не способны оперировать такими понятиями, как выгода или убыток. И такой человек действительно неподкупен.

С другой стороны, моральные установки у каждого индивидуальны. Кто-то ведь ни за что не нанесет вред своему ближнему, потому что считает это аморальным, а кто-то пойдет даже на убийство, если будет считать, что это улучшит его жизнь…

Кстати, если человек считает неприемлемым для себя совершать антиобщественные или антигуманные поступки, это еще не значит, что он следует своим моральным догмам, заложенным в мозгу. К примеру, мы можем избегать воровства, если знаем, что за это попадем в тюрьму. Или не станем ездить зайцем в автобусе, чтобы не попасть в руки контролера… Но, будучи уверены в своей безнаказанности, мы можем и переступить черту закона. Верующих же часто удерживает от нарушений морали страх перед божьим наказанием.

То есть налицо прагматический расчет: "Я не буду совершать плохой поступок, так как меня за него арестуют, оштрафуют, потому что это грех и мне придется гореть в геенне огненной, и так далее…" Для иных же все определяется свободным выбором: если человек считает, что лгать, воровать, убивать или торговать наркотиками неправильно, то он не будет этого делать, даже если получит гарантии, что никакого возмездия — ни человеческого, ни божественного — за это не последует…

Впрочем, говорят ученые, не исключено, что ситуация со временем может меняться, например, в зависимости от временной динамики, а также от обстоятельств, в которые попал человек. Так, женщина, которая считает аморальным заниматься проституцией или становиться чьей-то содержанкой, может пойти на это, чтобы прокормить свою семью, благополучие которой является для нее большей моральной ценностью, чем ее женская честь… Правда, происходит ли такое "стирание границ" между отдельными мозговыми "ведомствами", еще предстоит выяснить.

Какие перспективы у этого открытия? Не исключено, что достаточно "радужные". Ведь теперь проверка на томографе может показать, насколько человек ценит своих близких, расположен ли он к супружеским изменам, насколько он лоялен к руководству своей фирмы и не способен ли "продать родину" (иногда в буквальном смысле слова — заняться шпионажем!) за соответствующее вознаграждение. Не говоря уж о расследовании тех или иных преступлений… Этим ноу-хау могут успешно воспользоваться директора крупных компаний, сотрудники спецслужб и органов правопорядка.

Читайте также: Жалость и симпатию можно "выключить"

Правда, сам способ "проверки на моральность" могут признать неэтичным. Ведь у любого из нас все-таки должен быть еще и выбор — делать ли самое сокровенное, что у нас в душе, всеобщим достоянием…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Обсудить