Обезьяны во время конфликтов полагаются не на численность группы, а на ее сплоченность

Обезьяны воюют "не числом, а умением"

Американские ученые выяснили, что обезьяны во время конфликтов полагаются не на численность группы, а на ее сплоченность. Исследования показали, что большая стая при попытке захватить чужую территорию или отстоять свою обычно терпит неудачу. Это потому, что чем больше группа, тем больше в ней дезертиров. А в маленьких стаях их практически нет.

Когда-то великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил о том, что "воюют не числом, а умением" (впрочем, некоторые историки считают, что он просто переформулировал один из афоризмов Юлия Цезаря). Но это в принципе и не важно — главное, Александр Васильевич смог доказать, что это не пустые слова, поскольку многократно громил в пух и прах превосходящего по численности противника. Со временем эта фраза стала одним из золотых правил военного искусства.

Однако недавно выяснилось, что этот закон распространяется не только на человеческие войны. В мире животных он тоже весьма актуален. Примером тому может служить исследование американских зоологов из Смитсоновского института тропических исследований. Они проверили его справедливость, исследуя конфликты разных стай обыкновенных капуцинов.

Напомню, что капуцины (Cebus capucinus) являются одними из самых распространенных обезьян Центральной и Южной Америки — ареал их обитания включает обширные пространства тропических лесов от Гондураса до юга Бразилии. Эти небольшие (длина их тела, включая хвост — от 24 до 91 сантиметра) и юркие приматы, получившие свое название за хохолок на темени (который делал их похожими на монахов из ордена капуцинов, носивших рясы с остроконечными капюшонами), живут в кронах гигантских тропических деревьев. Питаются они в основном растительной пищей, иногда разнообразя свое меню птичьими яйцами, древесными лягушками, ящерицами и насекомыми.

Читайте также: Даже обезьяну можно научить…

Интересно, что капуцины являются одними из немногих приматов, которые пользуются косметикой. Было замечено, что они с удовольствием натирают тело лимоном, луком и даже лесными клопами! Кстати, при этом часто они натирают сначала кончик своего хвоста и уже с его помощью разносят "дезодорант" по всему телу. Живущие в зоопарках капуцины не отказываются и от привычных нам духов и одеколонов.

Вообще, капуцины считаются одними из самых умных обезьян Нового Света — было замечено, что они часто используют камни, чтобы расколоть орех или сбить с клетки замок. Заводные игрушки давать этим приматам не рекомендуется — обязательно разберут на запчасти просто для того, чтобы узнать, что там внутри. Живущие в городах капуцины постоянно подражают людям — неоднократно наблюдалось, как они стирают белье, подметают пол, причесываются с помощью украденной расчески и даже курят (тоже, понятное дело, краденые сигареты, ну, а уж зажечь спичку в состоянии любая обезьяна).

А один капуцин, обитавший в лаборатории того самого Смитсоновского института тропических исследований, прославился как великий обезьяний художник. Если ему давали цветные мелки, он разрисовывал штрихами и линиями весь пол лабораторного помещения, создавая своеобразный орнамент. Его это так увлекало, что он мог заниматься этим часами, забыв о еде и играх. Кстати, этот обезьяний рафаэль впадал в ярость, если ему мешали рисовать или портили его картину.

 

Однако у этих умных и сообразительных обезьян тоже случаются "межплеменные" конфликты. Дело в том, что обычно стая капуцинов, состоящая из 10-50 особей, обитает на строго определенной территории, куда чужакам вход воспрещен (интересно, что с другими обезьянами, например, саймири или ревунами, живущими там же, капуцины никогда не ссорятся и даже часто вместе играют).Соответственно, время от времени приходится противостоять набегам особей из других стай, а иногда и самим отправляться в "захватнические рейды". Такое часто случается в самой середине сухого сезона, когда на участке стаи может кончиться еда.

И вот американские зоологи решили выяснить, каким образом ведется оборона участка от агрессоров. Для этого на экспериментальных площадках в джунглях Панамы, где обитали стаи капуцинов, были установлены динамики, через которые транслировали "вражеские голоса" (ибо любая битва у этих обезьян начинается со специфических боевых кличей). Таким образом создавалась имитация вторжения. Ну, а сами ученые тем временем наблюдали за реакцией хозяев участка.

В результате выяснилось, что если сигнал исходил с периферии территории, капуцины были склонны отступить в центр участка и принять "боевое построение" (крупные самцы — по бокам, самки с детенышами, а также "дистрофики" — в центре). Но вот в том случае, если вражеские вопли доносились из "столицы", то хозяева вели себя намного более решительно и агрессивно. Они сразу же принимали "боевой порядок" и галопом мчались в направлении предполагаемых агрессоров (и были очень удивлены, никого не обнаружив).

В то же время ученые обнаружили, что чем крупнее стая — тем больше в ней трусов. Например, в группе свыше 30 особей чуть ли не половина капуцинов старалась уклониться от столкновения. И вот что интересно — если атака отражалась из центра, то дезертиров было немного — за свою "столицу" обезьяны готовы были стоять насмерть. А вот если "войско" шло разбираться с агрессорами на периферию, то к месту предполагаемого сражения доходила лишь треть взрослых боеспособных самцов — остальные "терялись" по дороге.

В то же время в маленьких группах все происходило иначе — там дезертиров практически не было. Во всех случаях атакуемая мини-группа готовилась отражать вторжение всеми силами, а если сама шла в захватнический рейд (это несколько раз удалось наблюдать во время исследования), то в "экспедиции" принимали участие также все боеспособные особи. При этом само вторжение такой группы, по наблюдениям ученых, было лучше организовано — каждый хвостатый боец знал свое место в "строю", всегда дрался с полной отдачей, и, главное, не мешал своим собратьям во время боя. А вот в больших группах многие "воины" во время драки вели себя бестолково, путаясь под ногами у других обезьян и внося в ряды сражающихся хаос и сумятицу.

Получается, что и у обезьян трусы, предатели и прочие "читеры" не только открывают дорогу захватчикам на свою территорию, но и служат причиной неудач в захватнических кампаниях самой стаи. То есть если огромная толпа капуцинов затеет интервенцию, то немалая часть животных, находящихся вдали от центра своей территории, попросту ретируется в кусты в процессе самого рейда. А те, кто дойдут до противника, будут действовать крайне неэффективно, мешая друг другу сражаться. Так что "число" в данном случае обязательно уступит "умению".

Читайте также: "Курс молодого бойца" для горилл

В завершение статьи, посвященной данной работе биологи делают весьма интересный вывод: в природе большая группа агрессоров никогда не сможет захватить территории всех остальных стай из-за собственной многочисленной "пятой колонны". Таким образом поддерживается территориальное равновесие между разными стаями и семьями капуцинов. Не исключено, что подобное правило распространяется и на всех приматов. В том числе и на человека…

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить
Последние материалы