До сих пор медики не вывели единой теории о происхождении заикания. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивый, неспособный находиться в центре внимания, что-то вроде социофоба. Американские ученые опровергают этот стереотип. Эксперименты показали, что причина данного нарушения речи — в нейрофизиологических механизмах.
Врачи определяют заикание как "нарушение темпо-римтической организации речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, или слов". Но для тех, кто страдает заиканием, этот дефект представляется не неуклюжим медицинским определением, а довольно тяжелым недугом, способным основательно испортить жизнь.
До сих пор медики не предложили единой научно обоснованной теории о происхождении заикания. Исследователи сходились во мнении, что появлению заикания способствует целый комплекс факторов. Известно, что заикание нередко провоцируют психологические причины, к примеру, сильные стрессы, пережитые в детстве или даже во время внутриутробного периода. В минуты сильного волнения даже абсолютно здоровые люди могут начать говорить сбивчиво.
Основываясь на этом, людей, страдающих данным дефектом речи, нередко считают кем-то вроде социофобов. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивая личность, неспособная "поставить себя" в обществе, с заниженной самооценкой. Просто какая-то дискриминация по речевому признаку!
Однако ученые располагали и контраргументами. Некоторые факты позволяли предположить, что психологические аспекты заикания вторичны, а основная причина этого нарушения кроется в нейрофизиологических сбоях.
Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном периоде развития, родовые травмы или повреждения головного мозга в раннем детстве. Предполагается, что любая из этих причин способна вызвать патологические изменения в соматической (то есть телесной), и психической сферах, приводя к задержке речевого развития или речевым расстройствам.
Читайте также: Либерал и консерватор — разница в мозге
К примеру, известно, что заиканием часто страдали так называемые переученные левши, то есть дети, которым запрещали пользоваться левой рукой как ведущей. Изучив этот феномен, медики пришли к выводу: вынуждая детей пользоваться правой рукой, родители и педагоги вызывали сбой в работе полушарий головного мозга. У левшей, в отличие от праворукого большинства, ведущим полушарием является правое.
При переучивании функции частично переходят к левому полушарию, но не до конца, так как (по многим данным) леворукость заложена генетически, и "исправить" ее воспитанием практически невозможно. "Спутанность" в активностиполушарийвызываетряд психических проблем, в числе которых — речевые нарушения. Характерно и то, что особенно сильно страдали левши, которым запрещали писать левой рукой: как известно, функции письма тесно связаны с речевыми.
Таким образом, можно было предположить, что заикание имеет нейрофизиологические механизмы. Существовали и другие косвенные доказательства этой теории: например, то, что заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности моторных нервных речевых центров, включая центр Брока. Последний представляет из себя участок коры, отвечающий, в частности, за объединение отдельных речевых движений в единый поток с ритмическим рисунком — проще говоря, помогает нам говорить плавно и связно.
В этом месяце ученые из Иллинойса нашли подтверждение гипотезе анатомического происхождения заикания. Для ее проверки они набрали группу из 23 добровольцев-мужчин, 11 из которых страдали заиканием, а 12 других имели нормальную речь. Возраст участников - в диапазоне от 20 до 35 лет. Испытуемым предлагали выполнить несложные речевые тесты, активность их мозга в это время отслеживалась при помощи МРТ.
Как пишут исследователи, у людей с заиканием оказалось увеличено мозолистое тело — структура мозга, соединяющая полушария и служащая нейрофизиологическим проводником между ними. Более того: при выполнении речевых тестов у людей с заиканием активировались преимущественно структуры правого полушария, а у участников эксперимента с нормальной речью — левого. Таким образом, механизмы даже самой простой речевой активности у заикающихся выглядели иначе.
Это первое исследование людей с речевыми нарушениями, в котором функциональный анализ работы нервной системы (активность мозговых структур) сочетается с изучением анатомических особенностей (увеличение мозолистого тела).
Российские специалисты согласны с западными коллегами. На видеоролике, размещенном на портале stammering.ru, директор научно-исследовательского центра биокибернетики Андрей Блудов развенчивает один из главных мифов о заикании. Он объясняет, что у заикающихся людей изначально нет проблем в эмоциональной сфере, а возникают они из-за неадекватной реакции окружающих, а также из-за повышенного тонуса речевых центров мозга.
Читайте также: Левша — неудачник или победитель?
Многие существующие ныне способы коррекции заикания, от медикаментозных до нетрадиционных (иппотерапия, общение с дельфинами) помогают некоторым из пациентов, но ни одна не дает стопроцентного результата. Хочется надеяться, что подробное изучение физиологических механизмов этого расстройства поможет разработать высокоэффективную методику лечения.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"